Мария сергеевна петровых биография. Мария сергеевна петровых

Младшая из пятерых детей, дружных между собою. Отец - инженер-технолог прядильной фабрики. «Детство моё! Кажется, ни у кого не было такого хорошего… До 9 лет - счастье».

Любовь к близким стала темой поэзии (, «Сказка» , «Сон на рассвете» ). Петровых вспоминала: «В 6 лет я «сочинила» первое стихотворение (четверостишие), и это привело меня в неописуемый восторг». В 1916 выпускала «мой журнальчик «Весенняя звёздочка»… С непрерывной сменой убеждений редактора - он же автор. Стихи и проза». Его «финансировали родственники» и иллюстрировали братья.

Ранняя поэзия

В 15 лет Петровых стала ходить на собрания Союза поэтов и ещё школьницей была принята в его Ярославское отделение. В 1925 поступила в Москве на Высшие литературные курсы, где познакомилась с А. А. Тарковским , Ю. Нейманом. После того как курсы были закрыты, экстерном закончила МГУ (1930).

Петровых вспоминала: «Я не носила стихи по редакциям. Было без слов понятно, что они «не в том ключе»… Важно было одно: писать их». В её ранней поэзии отмечаются «черты экспрессивного стиля» (Тарковский ) (, ), интенсивность цвета и образов («Карадаг» ), дерзкое словообразование (солнцебиенье, водоогонь) (), парадоксальная сочетаемость слов (). Позже поэтесса «стала писать более сдержанно, тяготея к поэзии скрытого огня» (Мкртчян). В 1933 познакомилась с Ахматовой и Мандельштамом . В 1934 Г. А. Шенгели привлек её к переводческой работе, которая формально стала профессией Петровых.

В 1936 вышла замуж за В. Головачёва, который в 1937 был репрессирован и в 1942 погиб в лагерях (»). За четыре месяца до его ареста родилась дочь Арина («Когда на небо синее…» ).

С началом Великой Отечественной войны эвакуировалась в Чистополь (с июля 1941 по сентябрь 1942), где находились многие писатели. Пастернак организовал вечер стихов Петровых, которые поразили слушателей. По совету друзей в конце 1942 она сдала в издательство небольшой сборник. Предполагают, что «чистопольская литературная легенда о рождении поэтического гения» спровоцировала напряжённый интерес цензуры к дебютанту: четыре внутренние рецензии. Перечисляя такие особенности стихов Петровых, как «большая поэтическая культура, мастерство, темперамент, чувство языка, слова», «сложность ассоциативных образов», «смешение чувственного и философического в восприятии природы», «квалифицированные экзерсисы по рифмосочетанию», «литературные реминисценции» (преемственность по отношению к Тютчеву , Н. Львовой, Ахматовой , Пастернаку , сходство с Цветаевой ), - критики однако решают, что такая поэзия нужна «только двум и очень узким категориям читателей. Во-первых, «интеллигентным», одиноким, замкнутым в себя людям (преимущественно женщинам), во-вторых, любителям мастерства и формы как таковых», и печатать их не следует. Петровых не предпринимала больше попыток публикации, лишь в 1968 армянские друзья «заставили» выпустить её классический по составу сборник.

«Не скрыть врождённый дар»

Петровых принадлежит к лучшим поэтам, раскрывшим неизбывную тему любви. Стихотворение (1953) Ахматова назвала «шедевром лирики последних лет». Петровых выражает беззаветное чувство (, «Не взыщи, мои признанья грубы…» ), просветлённое вопреки безнадёжности (, ). Оно родственно общению с природой - олицетворением духа (, ). «Таинственная жизнь души» воплощается изобразительно в » (поэтесса была в Коктебеле в 1930), в поэтическом шедевре . Источник вдохновения Петровых видит в душе поэта: «Стихи… либо от сильного душевного потрясения… - либо от глубокого одиночества… Но всегда - от мелодии» (, ). Великие поэты - те, чьей «правотой наш век отмечен» (, , «Нет, не поеду я туда…» ), сумевшие выразить себя ().

«Тишина свободы»

Стихи Петровых - свидетельство о духе, несломленном и беззащитном, пережившем «смертную беду» эпохи. Главная его заслуга - правда: «Не ведайте, поэты, Ни лжи, ни клеветы» (из стихотворения «Завещание» , ). Правда свидетельствует о бессмертье души (), не умаляясь от «вседневной боли» противоречий (). Главная потеря от «ночных вздохов и застарелого страха» эпохи («Без оглядки не ступить ни шагу…» , «Есть очень много страшного на свете…» ) - это немота, которая исторически свидетельствует о «самозащите немой свободы» (), о судьбе художника: «И я молчу десятки лет Молчаньем горькой родины» (), порождая мотив бесплодно прошедшей жизни: «У меня - пустые строки, Горечь тайного стыда» (, ), экзистенциальной затерянности человека ().

Ответом на бесчеловечность смертей становится долг нравственно распрямиться: «Живи же, сердце, полной мерой… И непоколебимо веруй В звезду народа твоего» (), возвестить о жертвах исторических трагедий.

С. С. Бойко

ПЕТРОВЫХ, Мария Сергеевна - русская советская поэтесса, переводчица. Окончила экстерном литературный факультет МГУ (1930). Начала печататься в 1926. Петровых - поэт-лирик, автор «самобытных и точных», по словам А. Ахматовой , стихов (публиковались в журналах). С 1935 Петровых выступает как поэт-переводчик, главным образом, армянской поэзии (А. Исаакян, Г. Сарьян, С. Капутикян, Г. Эмин, М. Маркарян и др.); переводит также с литовского, еврейского, словацкого и других языков (С. Нерис, Ю. Палецкис, П. Маркиш, В. Незвал, Ю. Тувим, Р. Тагор и др.). В переводах Петровых отдельными книгами выходили стихи С. Нерис (1943), М. Непеса (1941), поэма Т. Тильвитиса «На земле литовской» (1951), поэма В. Вальсюнене «Звезда счастья» (1953).

Лит: Маршак С. , Поэзия перевода, «Лит. газета», 1962, 31 мая; «Грядущее, созревшее в прошедшем». (Беседа с А. Ахматовой ), «ВЛ», 1965, № 4; Мкртчян Л., Наша Мария Петровых, «Коммунист», 1965, 6 мая (Ереван).

А. А. Саакянц

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 5. - М.: Советская энциклопедия, 1968

Что делать! Душа у меня обнищала
И прочь ускользнула.
Я что-то кому-то наобещала
И всех обманула.
Но я не нарочно, а так уж случилось,
И жизнь на исходе.
Что делать! Душа от меня отлучилась
Гулять на свободе.
И где она бродит? Кого повстречала?
Чему удивилась?..
А мне без нее не припомнить начала,
Начало забылось.

Дорогие друзья и гости блога «Музыка души»!

Сегодня я хочу посвятить статью творчеству Марии Петровых, ее таким лиричным и очень женским стихам о любви. Она долго была известна только как великолепная переводчица советского времени. Что еще ей оставалось делать? Официальная власть многие таланты недооценила, но предоставила лазейку советским поэтам для публикации – печататься как переводчики.

«Со своей строгой челкой и некрасивой красотой слегка грубоватого и в то же время отнюдь не простоватого, а волевого чеканного лица – она жила отдельно от так называемой общественной жизни, оставаясь одним из загадочно выживших сильных характеров»

Е. Евтушенко

Мария Петровых

Я впервые познакомилась с ее творчеством несколько лет назад. Обратила внимание на строки, которые вы уже прочитали. Эти стихи меня буквально заворожили… Подобрала к ним свою ассоциацию. Мне показалось, что контраст стихов и фотографий подчеркивает пронзительность строк. Нежные, легкие картинки одного из любимых фотографов и растерянные, переворачивающие душу слова…
Сейчас, уже познакомившись с творчеством этой поэтессы, понимаю, что моя первая ассоциация была далека от мира Марии Петровых. Но все же я оставила первую картинку в этой статье. Потому что для меня Мария Петровых прежде всего Женщина с нежной, уязвимой и бесконечно любящей душой.

Биография Марии Петровых

Мария Сергеевна Петровых появилась на свет 26 марта (13 по старому стилю) 1908 года под Ярославлем в Норском посаде.
Была младшим пятым ребенком в дружной семье. Вспоминает о своем детстве с благодарностью и говорит, что до 9 лет это было сплошное счастье. Ее родной дядя (по материнской линии) ярославский священномученик Дмитрий Смирнов. Другой дядя Иван Петровых – митрополит Иосиф – был расстрелян большевиками. Иван Семенович Петровых канонизирован заграничной православной церковью. Отец Марии был инженером-технологом прядильной фабрики и очень любящим отцом.
Первое четверостишие Мария написала в 6 летнем возрасте, а в 8 лет – стала выпускать семейный журнал «Весенняя звёздочка», где эти стихи появлялись. Иллюстраторами стали ее братья. Будучи подростком, уже была принята в Ярославское отделение Союза поэтов.
В 17 летнем возрасте Мария уже в Москве и поступает на Высшие курсы литераторов. В эти же годы там учились такие известные личности, как Даниил Андреев, Арсений Тарковский, Юрий Домбровский.
В 1927 году выходит Мария замуж за Петра Градницкого, с которым познакомилась еще в родном городе на встречах Союза поэтов. Но брак оказался недолгим, хоть дружба сохранилась на многие годы.
В 22 года экстерном закончила московский университет – литературный факультет. Работала в редакции газет литературным сотрудником. В 1933 году произошла встреча с Осипом Мандельштамом и Анной Ахматовой.

Г.Чулков, М.Петровых, А.Ахматова, О.Мандельштам. 1933 г

Влюбленный Мандельштам посвящает Марии стихотворение, которое является одним из шедевров современной лирической поэзии ХХ века.

«Мастерица виноватых взоров,
Маленьких держательница плеч!
Усмирен мужской опасный норов,
Не звучит утопленница-речь.…»

Вроде бы отнюдь не красавица, но по воспоминаниям Михаила Ландмана:

«…в неё влюблялись многие. Кроме Мандельштама, Пастернака, очарованы ею были в разное время и Эммануил Казакевич, и Александр Твардовский, и Павел Антокольский… Словом, она была женщиной, которая вызывала сильные чувства у многих соприкасавшихся с ней людей…И причиной этому была какая-то неуловимая внутренняя сила, обаяние личности - не только ума, а какой-то потрясающей детскости и суровости, открытости и сдержанности…»

В тридцатых годах М. Петровых посещает М. Волошина в Крыму и посвящает Коктебелю ряд своих стихов.

Коктебель на картине М.Волошина

А с 1934 года М. Петровых начинает заниматься поэтическими переводами. О Марии много лет говорили прежде всего как о переводчике. В ее переводах выходила болгарская, еврейская, литовская, чешская, польская поэзия. Но одной из наиболее важной части ее творчества стали переводы стихов армянских поэтов. И первая книга “избранной” Петровых вышла именно в Ереване. Но только в далеком 1968 году

«На свете лишь одна Армения,
У каждого - своя.
От робости, от неумения
Её не воспевала я…»

Личная жизнь поэтессы Марии Петровых.

По словам Д.Самойлова она всегда любила того поэта, кого переводила. Она болела за каждую строчку стихов и очень бережно относилась к тексту. Ее стихи о любви всегда искренние…
Жизнь Марии была тяжелой не только как поэта, которого долгие годы не признавали, но и как женщины. В 1936 г. Мария Петровых выходит замуж за музыковеда и библиографа Виталия Головачева.
Через год муж был осужден на 5 лет и выслан из города. В 1942 году он умер в лагере.

Судьба за мной присматривала в оба,
Чтоб вдруг не обошла меня утрата.
Я потеряла друга, мужа, брата,
Я получала письма из-за гроба…

В 1937 г. за 4 месяца до ареста Головачева родилась дочь Арина. Маленький ребенок, впереди война, неизвестность, боль разлуки с любимым человеком.. Как это все пережить?

Никто не поможет, никто не поможет,
Метанья твои никого не тревожат;
В себе отыщи непонятную силу,
Как скрытую золотоносную жилу…

С началом войны 1941 года Мария Петровых с малышкой и с небольшим коллективом писателей эвакуировалась в город Чистополь в Татарстан.
«Это было трагическое и замечательное время. Это было время необычайной душевной сплоченности и единства. Все разделяющее исчезло. Это было время глубокого внимания друг к другу», – вспоминала об этом времени поэтесса.
Борис Пастернак организовал в Чистополе вечер поэзии Марии Петровых. И эти стихи произвели огромное впечатление на слушателей. По рекомендации известных писателей она вступает в Союз писателей. Но ее поэтический сборник так и не выпускают. В рецензиях отмечают, что современная поэзия должна быть созвучна эпохе, а ее стихи нужны всего двум категориям читателей: «интеллигентным», одиноким, углубленным в себя женщинам и любителям «мастерства и формы как таковых»
А. Ахматова была очень близка с Марией Петровых. Они дружили 30 лет.

Стихотворение «Назначь мне свиданье…» Анна Ахматова любила и называла его «лучшим образцом лирики последних лет».

Стихи Марии Петровых “Назначь мне свиданье”

Назначь мне свиданье
на этом свете.
Назначь мне свиданье
в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье
в том городе южном.
Где ветры гоняли
по взгорьям окружным.
Где море пленяло
волной семицветной,
Где сердце не знало
любви безответной…
…Назначь мне свиданье,
хотя б на мгновенье,
На площади людной,
под бурей осенней.
Мне трудно дышать, я молю о спасенье…
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.

Это были синие глаза Александра Фадеева, которого Петровых любила…

Мария Петровых мучительно переживала время, когда не писалось, когда не возникали новые стихи. Но,в в то же время, признавала, что именно после поэтического молчания стихи становятся особенными, они обнажают тайны душевной жизни. Молодым авторам М. Петровых советовала «домолчаться до стихов»
О муках творчества, о том, как начинаются стихи, она сказала:

Какое уж тут вдохновение, - просто
Подходит тоска и за горло берёт,

Единственная авторская книга Петровых вышла при ее жизни в Ереване. Именно в Армении ее стихи получили первое публичное признание. Названа была эта книга со значением - «Дальнее дерево».
Она ассоциирует себя с ним – с одиноким дальним деревом, которое стоит на обочине и дрожит в смятении в безветренную погоду. Всю жизнь общаясь с известными поэтами, рано осознавшая себя поэтом и посвятившую всю себя поэзии, искренняя, чуткая она только в 60 лет смогла взять в руки свою собственную книгу.

А.Тарковский говорил о поэзии М. Петровых:

«На первый взгляд, язык поэзии Марии Петровых – обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и свету их нет конца».

© Сарьян Мартирос Сергеевич (?)

Послушайте, пожалуйста, удивительный романс на стихи Марии Петровых в исполнении Елены Фроловой «Не взыщи, мои признанья грубы”
Музыка Елены Фроловой.

И еше немного стихов Марии Петровых.
Стихи о любви, душе, жизни.

Подумай, разве в этом дело,
Что ты судьбы не одолела,
Не воплотилась до конца,
Иль будто и не воплотилась,
Звездой падучею скатилась,
Пропав без вести, без венца?
Не верь, что ты в служеньи щедром
Развеялась, как пыль под ветром.
Не пыль – цветочная пыльца!

Не зря, не даром все прошло.
Не зря, не даром ты сгорела,
Коль сердца твоего тепло
Чужую боль превозмогло,
Чужое сердце отогрело.
Вообрази – тебя уж нет,
Как бы и вовсе не бывало,
Но светится твой тайный след
В иных сердцах… Иль это мало –
В живых сердцах оставить свет?
Мария Петровых

Мне слышится - кто-то, у самого края
Зовет меня. Кто-то зовет, умирая,
А кто - я не знаю, не знаю, куда
Бежать мне, но с кем-то, но где-то беда,
И надо туда, и скорее, скорее -
Быть может, спасу, унесу, отогрею,
Быть может, успею, а ноги дрожат,
И сердце мертвеет, и ужасом сжат
Весь мир, где недвижно стою, озираясь,
И вслушиваюсь, и постигнуть стараюсь -
Чей голос?.. И, сжата тревожной тоской,
Сама призываю последний покой.

ЧЕРТА ГОРИЗОНТА

Вот так и бывает: живешь - не живешь,
А годы уходят, друзья умирают,
И вдруг убедишься, что мир не похож
На прежний, и сердце твое догорает.

Вначале черта горизонта резка -
Прямая черта между жизнью и смертью,
А нынче так низко плывут облака,
И в этом, быть может, судьбы милосердье.

Тот возраст, который с собою принес
Утраты, прощанья, наверное, он-то
И застил туманом непролитых слез
Прямую и резкую грань горизонта.

Так много любимых покинуло свет,
Но с ними беседуешь ты, как бывало,
Совсем забывая, что их уже нет…
Черта горизонта в тумане пропала.

Тем проще, тем легче ее перейти,-
Там эти же рощи и озими эти ж…
Ты просто ее не заметишь в пути,
В беседе с ушедшим - ее не заметишь.

Ужаснусь, опомнившись едва, –
Но ведь я же родилась когда-то.
А потом? А где другая дата?
Значит, я жива еще? Жива?
Как же это я в живых осталась?
Господи, но что со мною сталось?
Господи, но где же я была?
Господи, как долго я спала.
Господи, как страшно пробужденье,
И такое позднее – зачем?
Меж чужих людей как привиденье
Я брожу, не узнана никем.
Никого не узнаю. Исчез он,
Мир, где жили милые мои.
Только лес остался лесом,
Только небо, облака, ручьи.
Господи, коль мне еще ты внемлешь,
Сохрани хоть эту благодать.
Может, и очнулась я затем лишь,
Чтоб ее впервые увидать.

А здесь тот же романс в исполнении Галины Хомчик.

Род. 13 (26 марта) 1908 г., в Норском посаде (Ярославской губ.), ум. 1 июня 1979 г., в Москве. Поэт, переводчик. С 15 лет посещала собрания Союза поэтов, была принята в его Ярославское отделение. Произведения: "Муза", "Карадаг", "Лесное дно", "Назначь мне свиданье...", "Акварели Волошина", "Завещание" и многие др.

  • - , памятник архитектуры классицизма. Перестроен в начале ХIX в. из двух небольших 2 этажных домов...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Мария Сергеевна, русская поэтесса. В лирике - исповедальная интонация, поэтизация нравственной чистоты, душевной стойкости. Переводы...

    Русская энциклопедия

  • - рус. поэтесса; см. тж МАРИЯ, МАРЬЯ) И дни Авдеевских салонов, Где, лучшие среди живых, Читали Федин и Леонов, Тренев, Асеев, Петровых...
  • - Марья Сергеевна, мне ужасно хочется Увидеть вас старушкой-переводчицей, Неутомимо, с головой трясущейся, К народам СССР влекущейся, Шутл. ОМ933-34...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - - профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, ветеран труда, доктор педагогических наук кафедры методики обучения химии на факультете химии ЛГПИ им. А.И....

    Педагогический терминологический словарь

  • - Род. в Кемеровской обл. в семье служащих. Окончила профессионально-технический колледж. Печатается как поэт с 1995. Автор кн. стихов: Ясный день. Томск, 1998. Живет в Томске. По материалам анкеты...
  • - Заведующая сектором Института государства и права РАН, член Совета по аграрной политике при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ; родилась 19 февраля 1927 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - - Ее "Записки" напечатаны в "Русском Архиве" и затем изданы отдельно...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 13 1908 г., в Норском посаде, ум. 1 июня 1979 г., в Москве. Поэт, переводчик. С 15 лет посещала собрания Союза поэтов, была принята в его Ярославское отделение. Произведения: "Муза", "Карадаг", "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - жена барона Густава Андреевича Розенкампфа; родилась в Монбельяре в 1780 году и получила хорошее воспитание в доме своих родителей; она имела большой талант в живописи и рисовала преимущественно цветы...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Днепропетровск. Окончила Литинститут. Печатается с 1964. Автор кн. стихов: Лунные цирки. М., 1981; Мой путь к Тебе. Мариуполь, "Ора Интернешнл", "Светильник", 1995; До востребования. М., "Гео"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Иосиф, в миру Иван Семенович Петровых - духовный писатель, воспитанник Московской духовной академии, в которой состоял инспектором; с 1909 г. - епископ угличский, викарий ярославской епархии...

    Биографический словарь

  • - Угрюмова - авантюристка и искательница приключений, наделавшая много шуму своим процессом не только в Польше, где этот процесс велся, но и за границей...

    Биографический словарь

  • - духовный писатель; образование получил в Московской духовной академии, в которой состоит инспектором...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Ее "Записки" напечатаны в "Русск. Архиве" и затем изданы отдельно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Петровых, Мария Сергеевна" в книгах

автора Зверева Мария

Мария Зверева, Мария Рубцова СЧЁТЧИК КЛЕТОЧНОГО ВРЕМЕНИ

Из книги Счётчик клеточного времени автора Зверева Мария

Мария Зверева, Мария Рубцова СЧЁТЧИК КЛЕТОЧНОГО ВРЕМЕНИ ЛЮДИ НАУКИНОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ 2009 ГОДАКандидат химических наук Мария ЗВЕРЕВА, кандидат химических наук Мария РУБЦОВА (МГУ им. М. В. Ломоносова, химический факультет). В октябре 2009 года в

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА ШУКШИНА

Из книги Василий Шукшин: Вещее слово автора Коробов Владимир Иванович

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА ШУКШИНА Этот краткий очерк взят из первой книги В. И. Коробова о В. М. Шукшине. Далее приводятся письма М. С. Шукшиной к В. И. Коробову, который дважды встречался с ней в Бийске.Жалела, любила безмерно своих «детушек-сиротинушек» Мария Сергеевна. Тем более

Надежда Сергеевна

Из книги Дочь Сталина. Последнее интервью автора Аллилуева Светлана Иосифовна

Надежда Сергеевна Из интервью Светланы Аллилуевой:«Отец познакомился с семьей большевика Аллилуева в 1890 году, когда мамы еще не было на свете. У него была жизнь подпольщика. Ни дома, ни семьи. Четыре раза был в ссылке в Сибири, три раза убегал. Бабушка, дедушка его опекали,

Юлия Сергеевна

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Юлия Сергеевна Заведовала всем хозяйством Юлия Сергеевна Балясная. Было ей лет под семьдесят. А может, и больше. До пенсии она преподавала математику в школе. К ней относились с симпатией, но обходили стороной. Иначе Юлия Сергеевна начинала говорить, и несчастный, вместо

Нора Сергеевна

Из книги Довлатов автора Ковалова Анна

Нора Сергеевна Елена Лунц:Свою будущую соседку Нору Сергеевну Довлатову я увидела в первый раз еще до войны. Она играла в небольшом спектакле, который разыгрывался у нас в школе. Тогда существовала такая традиция - актеры специально приходили в школы и разыгрывали в

Елизавета Сергеевна

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Елизавета Сергеевна ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА, см. Трепова. III,

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Англия и реформация. Генрих VIII, Эдуард VI, Мария, Елизавета. Шотландия и Мария Стюарт. Век Елизаветы. Гибель армады

Из книги Всемирная история. Том 3. Новая история автора Йегер Оскар

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Англия и реформация. Генрих VIII, Эдуард VI, Мария, Елизавета. Шотландия и Мария Стюарт. Век Елизаветы. Гибель армады Теперь мы вынуждены обратиться к тем событиям, которые наполняют собой историю Англии в тот важный период времени, который начинается с

Каллас Мария Настоящее имя – Сесилия София Анна Мария Калойеропулу (род. в 1923 г. – ум. в 1977 г.)

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Оперная певица Мария Сергеевна Аллина (Севастьянова)

Из книги Алексеевы автора Балашов Степан Степанович

Оперная певица Мария Сергеевна Аллина

Два Петровых

Из книги Сто рассказов о Крыме автора Криштоф Елена Георгиевна

Два Петровых "Когда Петров поравнялся с нами, то сказал: "Я убил Писаревского, и Писаревский это заслужил". Петров все равно убил бы Писаревского, потому что он мстил за своего брата Петрова, которого расстреляли. Писаревский тогда присутствовал в роли главного палача". Я

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Елена Ростиславовна Баенская,Ольга Сергеевна Никольская,Мария Михайловна Либлинг,Игорь Анатольевич Костин,Мария Юрьевна Веденина,Александр Владимирович Аршатский,Оксана Сергеевна Аршатская Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение

ИОСИФ Петровых

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИОСИФ Петровых (Иван Семенович Петровых), митр. (1872–1938), рус. правосл. духовный писатель и церк. деятель. Род. в г.Устюжне, Новгородской губ.; выпускник МДА (1899), где с 1900 утвержден и.д.доцента по каф. библ. истории. В 1901 принял монашество. В 1903, после защиты магистерской дисс. об

61. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

автора Лопухин Александр

61. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. (Мк. 15:47; Лк. 23:55, 56). Ссылка на женщин, о которых упомянуто в 56 стихе. В то время, как другие женщины удалились, две Марии сидели против гроба, наблюдая, как происходило погребение. Но Лука рассказывает

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

1. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. Мк. 16:2-5; Лк. 24:1-5; Ин. 20:1, 2. Как в настоящем стихе, так и во всех остальных, трудно объединить рассказ Матфея с рассказами других евангелистов, и таким образом

Русский поэт и переводчик.


Ее дядя - Иван Семёнович Петровых, церковный деятель и духовный писатель, митрополит Иосиф (многократно арестовывался советскими властями и был наконец расстрелян в период Великого Террора).

С 1922 жила в Ярославле, посещала собрания местного Союза поэтов. В 1925 перехала в Москву, поступила на Высшие литературные курсы (там в эти годы учились А. Тарковский, Юлия Нейман , Даниил Андреев , Юрий Домбровский), заканчивала их в 1930 экстерном уже как студентка литературного факультета МГУ. Один из мужей - Михаил Зенкевич . Была в дружеских отношениях с А.Штейнбергом, С. Липкиным, А. Ахматовой, О. Мандельштамом (посвятившим ей стихотворение «Мастерица виноватых взоров»). О ее отношениях с ними есть страницы в мемуарах Н. Мандельштам, Э. Герштейн.

Работала литературным сотрудником в московских издательствах. В годы войны - в эвакуации в городе Чистополь.

При жизни вышла лишь одна небольшая и малотиражная книга избранной лирики Петровых - «Дальнее дерево» (Ереван, 1968). Похоронена на Введенском кладбище в Москве.

Стихи Марии Петровых высоко ценили Б. Пастернак, Арс. Тарковский, Анна Ахматова назвала её стихотворение «Назначь мне свиданье на этом свете» «шедевром лирики последних лет».

Мария Петровых переводила андалузских, армянских (С. Капутикян, Маро Маркарян, Ваан Терьян, О. Туманян и другие), болгарских (Атанас Далчев, Пенчо Славейков и другие), грузинских (Михаил Квливидзе), еврейских (И. Борисов, П. Маркиш, С. З. Галкин), индийских (Мухаммад Икбал, Рабиндранат Тагор), кабардинских (Фаусат Балкарова, Алим Кешоков), литовских (Саломея Нерис, Юлюс Анусявичюс), польских (К. К. Бачинский, Владислав Броневский, К. И. Галчинский, Б. Лесьмян, Леопольд Стафф, Юлиан Тувим), сербских, словенских, хорватских, чешских (Витезслав Незвал) поэтов.

Издания

Предназначенье. М.: Советский писатель, 1983

Черта горизонта: стихи и переводы. Воспоминания о М.Петровых. Ереван, 1986

Биография
Её родной дядя (брат матери) — ярославский священномученик Димитрий Александрович Смирнов. Другой её дядя — Иван Семёнович Петровых, церковный деятель и духовный писатель, митрополит Иосиф (многократно арестовывался советскими властями и был наконец расстрелян в период Великого Террора), канонизирован Русской православной церковью заграницей.
Мария родилась 13 (26) марта 1908 года в Норском посаде Ярославской губернии, ныне это часть Ярославля. С 1922 года жила в Ярославле, посещала собрания местного Союза поэтов. В 1925 году переехала в Москву, поступила на Высшие литературные курсы (там в эти годы учились Арсений Тарковский, Юлия Нейман, Даниил Андреев, Юрий Домбровский), заканчивала их в 1930 году экстерном уже как студентка литературного факультета МГУ. Один из мужей — Михаил Зенкевич. Была в дружеских отношениях с А. Штейнбергом, С. Липкиным, А. Ахматовой, О. Мандельштамом (посвятившим ей стихотворение «Мастерица виноватых взоров»). О её отношениях с ними есть страницы в мемуарах Н. Мандельштам, Э. Герштейн.
Работала литературным сотрудником в московских издательствах. В годы войны — в эвакуации в городе Чистополь.
При жизни вышла лишь одна небольшая и малотиражная книга избранной лирики Петровых — «Дальнее дерево» (Ереван, 1968).
Похоронена на Введенском кладбище в Москве.
Творчество
Стихи Марии Петровых высоко ценили Борис Пастернак, Арсений Тарковский и Анна Ахматова, которая назвала её стихотворение «Назначь мне свиданье на этом свете» «шедевром лирики последних лет».
Мария Петровых переводила андалузских, армянских (С. Капутикян, Маро Маркарян, Ваан Терьян, О. Туманян и другие), болгарских (Атанас Далчев, Пенчо Славейков и другие), грузинских (Михаил Квливидзе), еврейских (И. Борисов, П. Маркиш, С. З. Галкин), индийских (Мухаммад Икбал, Рабиндранат Тагор), кабардинских (Фаусат Балкарова, Алим Кешоков), литовских (Саломея Нерис, Юлюс Анусявичюс), болгарских (Атанас Далчев), польских (К. К. Бачинский, Владислав Броневский, К. И. Галчинский, Б. Лесьмян, Леопольд Стафф, Юлиан Тувим), сербских, словенских, хорватских, чешских (Витезслав Незвал) поэтов.
Награды и память
Заслуженный деятель культуры Армении (1970)
премия Союза писателей Армении (январь 1979)
имя Марии Петровых носит одна из ярославских библиотек
Издания
Предназначенье. — М.: Советский писатель, 1983.
Черта горизонта: стихи и переводы. Воспоминания о М. Петровых. — Ереван, 1986.
Избранное. — М., 1991.
Домолчаться до стихов. — М., 1999.
Прикосновение ветра. — М., 2000.
О поэте
Мкртчян Л. Поэт // Петровых М. Дальнее дерево. — Ереван: Айастан, 1968. — С. 3-15.
Арс. Тарковский. Тайна Марии Петровых.
Мкртчян Л. Так назначено судьбой. Заметки и воспоминания о Марии Петровых. Письма Марии Петровых. — Ереван, Изд-во РАУ, 2000.
Ссылки
Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (Проверено 29 апреля 2009)
М. С. Петровых на Озоне.ру (Проверено 29 апреля 2009)
Страница в Журнальном зале
Стихи on line
Стихи on line
«Я домолчалась до стихов…» О Марии Петровых, поэте и переводчике — журнал «Чайка».

Хроника жизни и творчества Марии Сергеевны Петровых

(внимание — ударение в фамилии на последнем слоге: ПетровЫх)

1908: 13 марта (26 марта по н. с.) — родилась в Норском Посаде Ярославской губернии, Ярославского уезда.
1914: Поступает в подготовительный класс частной начальной школы в г. Ярославле. Три класса начальной школы, подготовка в гимназию, в которой учиться уже не пришлось.
1918: Возвращение в Норский посад и обучение в норско-посадской школе.
1922: Переезд в Ярославль и обучение в ярославской школе им. Некрасова. Участие в собрании ярославского Союза поэтов.
1925: Окончание школы. В августе — переезд в Москву. Поступление на Высшие государственные литературные курсы.
1928: Год знакомства с Б. Пастернаком.
1930: Закрытие Высших государственных литературных курсов. В этом же году М. Петровых экстерном окончила литературный факультет Московского государственного университета. Работала литературным сотрудником в московских издательствах — в редакции газеты "Гудок" и в "Сельхозгизе".
1933: Осень — встреча с А. Ахматовой, знакомство с О. Мандельштамом.
1934: Начало переводческой деятельности (переводы стихов П. Маркиша, Абая Кунанбаева и других).
1935: Вступила в группком писателей при Гослитиздате.
1936: Вышла замуж за Виталия Дмитриевича Головачева, библиографа и музыковеда.
1937: 19 февраля — рождение дочери Арины. Июнь — арест мужа В. Д. Головачева. Постановлением особого совещания при НКВД СССР он был осужден к 5 годам ИТЛ и сослан в Медвежьегорск (Карелия).
1941: Начало года — выходит первая книга переводов Молла Непеса. В апреле — смерть отца, Сергея Алексеевича Петровых. В мае — сгорел дом в Сокольниках, в котором жила семья Петровых.
1941: 22 июня — начало Великой Отечественной войны. Летом М. Петровых с четырехлетней дочерью вместе с группой писателей и их семьями были эвакуированы Литфондом СССР в город Чистополь Татарской АССР.
1942: Стихотворный вечер М. Петровых в Чистополе, организованный Б. Пастернаком. Вступление в Союз писателей.
1942: В Карелии в спецлагере умирает муж М. Петровых В. Д. Головачев.
1942: Осень — стихотворный вечер в Союзе писателей в Москве. Выступавшие (Б. Пастернак, Н. Асеев, К. Кулиев) говорили о необходимости издания книги стихов М. Петровых.
1943: М. Петровых сдает рукопись книги в издательство "Советский писатель" и получает 4 отрицательные рецензии.
1943: Выходит книга переводов М. Петровых литовской поэтессы Саломеи Нерис.
1944: Осень — поездка в Ереван для работы над переводами молодых армянских поэтов: С. Капутикян, М. Маркарян, Р. Ованесяна и др.
1950: Поездка в Литву, где М. Петровых переводит поэму литовского поэта Т. Тильвитиса "На земле литовской".
1952: Смерть матери М. Петровых Фаины Александровны Петровых.
1960-1970: Работа над переводами армянской и славянской поэзии — польской, чешской, болгарской, сербо-хорватской, словенской.
1968: Новая книга стихов М. Петровых "Дальнее дерево" в Ереване.
1970: М. Петровых присваивается звание заслуженного деятеля культуры Армении.
1979: Январь — М. Петровых присуждается премия СП Армении имени Е. Чаренца.
1 июня — М. Петровых скончалась после тяжелой болезни. Похоронена на Введенском кладбище в Москве.

==============================
Ранняя поэзия

В 15 лет Петровых стала ходить на собрания Союза поэтов и ещё школьницей была принята в его Ярославское отделение. В 1925 поступила в Москве на Высшие литературные курсы, где познакомилась с А. А. Тарковским, Ю. Нейманом. После того как курсы были закрыты, экстерном закончила МГУ (1930).
Петровых вспоминала: «Я не носила стихи по редакциям. Было без слов понятно, что они «не в том ключе»... Важно было одно: писать их». В её ранней поэзии отмечаются «черты экспрессивного стиля» (Тарковский) («Муза», «Рьявол»), интенсивность цвета и образов («Карадаг»), дерзкое словообразование (солнцебиенье, водоогонь) («Лесное дно»), парадоксальная сочетаемость слов («Меня оброс дремучий воздух...»). Позже поэтесса «стала писать более сдержанно, тяготея к поэзии скрытого огня» (Мкртчян). В 1933 познакомилась с Ахматовой и Мандельштамом. В 1934 Г. А. Шенгели привлек её к переводческой работе, которая формально стала профессией Петровых.
В 1936 вышла замуж за В. Головачёва, который в 1937 был репрессирован и в 1942 погиб в лагерях («Судьба за мной присматривала в оба...»). За четыре месяца до его ареста родилась дочь Арина («Когда на небо синее...»).
С началом Великой Отечественной войны эвакуировалась в Чистополь (с июля 1941 по сентябрь 1942), где находились многие писатели. Пастернак организовал вечер стихов Петровых, которые поразили слушателей. По совету друзей в конце 1942 она сдала в издательство небольшой сборник. Предполагают, что «чистопольская литературная легенда о рождении поэтического гения» спровоцировала напряжённый интерес цензуры к дебютанту: четыре внутренние рецензии. Перечисляя такие особенности стихов Петровых, как «большая поэтическая культура, мастерство, темперамент, чувство языка, слова», «сложность ассоциативных образов», «смешение чувственного и философического в восприятии природы», «квалифицированные экзерсисы по рифмосочетанию», «литературные реминисценции» (преемственность по отношению к Тютчеву, Н. Львовой, Ахматовой, Пастернаку, сходство с Цветаевой), — критики однако решают, что такая поэзия нужна «только двум и очень узким категориям читателей. Во-первых, «интеллигентным», одиноким, замкнутым в себя людям (преимущественно женщинам), во-вторых, любителям мастерства и формы как таковых», и печатать их не следует. Петровых не предпринимала больше попыток публикации, лишь в 1968 армянские друзья «заставили» выпустить её классический по составу сборник.

«Не скрыть врождённый дар»

Петровых принадлежит к лучшим поэтам, раскрывшим неизбывную тему любви. Стихотворение «Назначь мне свиданье...» (1953) Ахматова назвала «шедевром лирики последних лет». Петровых выражает беззаветное чувство («Стихов ты хочешь? Вот тебе...», «Не взыщи, мои признанья грубы...»), просветлённое вопреки безнадёжности («Ты отнял у меня и свет и воздух...», «Что ж, если говорить без фальши...»). Оно родственно общению с природой — олицетворением духа («Не плачь, не жалуйся, не надо...», «После долгих лет разлуки...»). «Таинственная жизнь души» воплощается изобразительно в «Акварелях Волошина» (поэтесса была в Коктебеле в 1930), в поэтическом шедевре «Надпись на портрете (Мадригал)». Источник вдохновения Петровых видит в душе поэта: «Стихи... либо от сильного душевного потрясения... — либо от глубокого одиночества... Но всегда — от мелодии» («Какое уж тут вдохновение, — просто...»,«Прикосновение к бумаге...»). Великие поэты — те, чьей «правотой наш век отмечен» («Ахматовой и Пастернака...», «Ты сама себе держава...», «Нет, не поеду я туда...»), сумевшие выразить себя («Ни ахматовской кротости...»).

«Тишина свободы»

Стихи Петровых — свидетельство о духе, несломленном и беззащитном, пережившем «смертную беду» эпохи. Главная его заслуга — правда: «Не ведайте, поэты, Ни лжи, ни клеветы» (из стихотворения «Завещание», «Одно мне хочется сказать поэтам...»). Правда свидетельствует о бессмертье души («Ты думаешь — правда проста?..»), не умаляясь от «вседневной боли» противоречий («Чёрный ворон, чёрный вран...»). Главная потеря от «ночных вздохов и застарелого страха» эпохи («Без оглядки не ступить ни шагу...», «Есть очень много страшного на свете...») — это немота, которая исторически свидетельствует о «самозащите немой свободы» («Тихие воды, глубокие воды...»), о судьбе художника: «И я молчу десятки лет Молчаньем горькой родины» («Что ж ты молчишь из года в год?..»), порождая мотив бесплодно прошедшей жизни: «У меня — пустые строки, Горечь тайного стыда» («Оглянусь — окаменею...», «Постылых «ни гугу»...»), экзистенциальной затерянности человека («Ужаснусь, опомнившись едва...»).
Ответом на бесчеловечность смертей становится долг нравственно распрямиться: «Живи же, сердце, полной мерой... И непоколебимо веруй В звезду народа твоего» («Мы начинали без заглавий...»), возвестить о жертвах исторических трагедий.

С.С. Бойко

ПЕТРОВЫХ, МАРИЯ СЕРГЕЕВНА

И вдруг возникает какой-то напев,

Как шмель неотвязный гудит, ошалев,
Как хмель отлетает, нет сил разорвать,
И волей-неволей откроешь тетрадь.

От счастья внезапного похолодею.
Кто понял, что белым стихом не владею?
Кто бросил мне этот спасательный круг?
Откуда-то рифмы сбегаются вдруг.

Их зря обесславил писатель великий
За то, что бледны, холодны, однолики,
Напрасно охаял он «кровь и любовь»,
И «камень и пламень», и вечное «вновь».

Не эти ль созвучья исполнены смысла,
Как некие сакраментальные числа?
А сколько других, что поддержат их честь!
Он, к счастью, ошибся, — созвучий не счесть.
1976Ни ахматовской кротости,
Ни цветаевской ярости —
Поначалу от робости,
А позднее от старости.

Не напрасно ли прожито
Столько лет в этой местности?
Кто же всё-таки, кто же ты?
Отзовись из безвестности!..

О, как сердце отравлено
Немотой многолетнею!
Что же будет оставлено
В ту минуту последнюю?

Лишь начало мелодии,
Лишь мотив обещания,
Лишь мученье бесплодия,
Лишь позор обнищания.

Лишь тростник заколышется
Тем напевом, чуть начатым...
Пусть кому-то послышится,
Как поёт он, как плачет он.
1967Что толковать! Остался краткий срок,
Но как бы ни был он обидно краток,
Отчаянье пошло мне, видно, впрок —
И не растрачу дней моих остаток.

Я понимаю, что кругом в долгу
Пред самым давним и пред самым новым,
И будь я проклята, когда солгу
Хотя бы раз, хотя б единым словом.

Нет, если я смогу преодолеть
Молчание, пока ещё не поздно, —
Не будет слово ни чадить, ни тлеть, —
Костёр, пылающий в ночи морозной.
1967Подумай, разве в этом дело,
Что ты судьбы не одолела,
Не воплотилась до конца,
Иль будто и не воплотилась,
Звездой падучею скатилась,
Пропав без вести, без венца?
Не верь, что ты в служеньи щедром
Развеялась, как пыль под ветром.
Не пыль — цветочная пыльца!

Не зря, не даром всё прошло.
Не зря, не даром ты сгорела,
Коль сердца твоего тепло
Чужую боль превозмогло,
Чужое сердце отогрело.
Вообрази — тебя уж нет,
Как бы и вовсе не бывало,
Но светится твой тайный след
В иных сердцах... Иль это мало —
В живых сердцах оставить свет?
1967Оглянусь — окаменею.
Жизнь осталась позади.
Ночь длиннее, день темнее.
То ли будет, погоди.

У других — пути-дороги,
У других — плоды труда,
У меня — пустые строки,
Горечь тайного стыда.

Вот уж правда: что посеешь...
Поговорочка под стать.
Наверстай-ка что сумеешь,
Что успеешь наверстать!

Может быть, перед могилой
Узнаём в последний миг
Всё, что будет, всё, что было...
О, немой предсмертный крик!

Ни пощады, ни отсрочки
От беззвучной темноты...
Так не ставь последней точки
И не подводи черты.
1967Не беда, что жизнь ушла,
Не беда, что навсегда,
Будто я и не жила,
А беда, что без следа,
Как в песок вода.
Август 1955
=============== См. также.