Челпанов утверждал что психология призвана изучать. Значение челпанов георгий иванович в краткой биографической энциклопедии. Психологический институт при Московском университете: новая эпоха в развитии университетского образования

По образу Лейпцигского института Вундта и аналогичных учреждений русский философ и психолог Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) задумал создать в Москве специальный институт экспериментальной психологии. Он обратился к известному московскому меценату Сергею Ивановичу Щукину и уговорил его стать спонсором проекта. Тот согласился с условием, что институт будет назван именем его супруги.
Институт Челпанова, первый в России и один из лучших по оборудованию, был открыт в 1914 году. Он стал крупным очагом формирования целого поколения отечественных психологов-эксперименталистов. Челпанов представлял своим сотрудникам и стажерам широкие возможности для научного поиска. Сам же он был убежден в том, что нет иного способа изучать сознание, как путем анализа его структуры и функций.
По мере смены идейных течений в западной психологии (от Вундта к другим вариантам идеалистической трактовки сознания) Челпанов вносил коррективы в свое понимание предмета психологии (сознание) и ее метода (интроспекция). Он был превосходным организатором, лектором, популяризатором, но новаторской концепции создать так и не смог. Между тем интерес западных психологов вызывали именно те направления русской психологии, которые Челпанов отвергал как лежащие "по ту сторону психологии" (рефлексология Бехтерева, учение Павлова о высшей нервной деятельности).

Психологические взгляды Г.И.Челпанова и его роль в развитии отечественной науки. (по материалам сайта Флогистон http://www.flogiston.ru )
Г.И. Челпанов (1862 -1936). Не создал нового направления в, но внес в нее значительный вклад, в частности, неоценима его роль в подготовке профессиональных кадров через университет. Основной научный труд - "Проблема восприятия пространства". В 1900 году в курсе лекций "Мозг и душа" поднимал проблему предмета психологии и сущности психического. 1915 год - выходят книги "Введение в экспериментальную психологию" и "Введение в философию". Был приверженцем кантианства. 1912 год - создает в Москве Институт Психологии. Подготовка в теоретической и практической психологии. Директор Психологического Института вплоть до 19223 года. В 20-е годы началась перестройка психологии на основе Марксизма. Ч. утверждал, что психология как экспериментальная наука не может быть марксистской и выдвигает проект создания соцпсихологии, кот. д.б. м-ской, ибо чел. есть член общества. По Ч., задача Психологии состоит в том, чтобы найти законы душевной жизни - установленные закономерности связи между явлениями душевной жизни.
Методы психологии.
Самонаблюдение - дает лишь факты. Важнейший метод.
Аналитический - теоретический. Метод построения систем знания.
Экспеирментальный - проверяет точность психологического познания.
Генетический - изучение развития. Важен.
Учение Павлова - даетт физиологическое знание формирования привычек. Ч. против рефлексологии.
Общая - изучает душевную жизнь взрослого человека. Получает знания о -ке вообще.
Соцпсихология (законы душевных переживваний группы), Этническая психология, физиологическая,. индивидуальная психоллогия, педагогрческая психология, зоопсихология, криминальная психология.
Разделял на чистую и прикладную. Ч. - психика и закономерности ее рассматриваются независимо от практики. П. - связана с решением практических задач.

Краткая биография Челпанова

21.09.2012

1. Curriculum vitae. Георгий Иванович Челпанов родился 16(28) апреля 1862 года в городе Мариуполе (Российская империя, ныне – Украина) в многочисленной, дружной греческой семье. Простые переселенцы из Крыма, прибывшие в Приазовье в конце XVIII века, они поняли значение образования для детей и поощряли их к этому. Юный Георгий отличался большими способностями (в том числе художественными) и в 1883 г. окончил Александровскую мужскую гимназию с золотой медалью. В этом же году он поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса) и в 1887 г. окончил его, получив золотую медаль за выпускное сочинение о философии Платона и Аристотеля. Здесь произошла его судьбоносная встреча с Николаем Яковлевичем Гротом, профессором кафедры философии. Тот оценил талант молодого мариупольца и способствовал его развитию. Н.Я. Грот принадлежал к известной семье Гротов, входившую и интеллектуальную элиту России XIX века. Отец – Я.К. Грот, академик, крупный филолог, издавший 9-томное полное собрание сочинений Г.Р. Державина, брат – К.Я. Грот, также филолог, член-корреспондент Императорской Петербургской академии наук.

Н.Я. Грот, перебравшись из Одессы в Москву, пригласил к себе любимого ученика, выпускника Новороссийского университета. В Москве Челпанов работал на кафедре философии университета, сдал магистерские экзамены и стал приват-доцентом. Грот, как и в Одессе, опекал и растил ученика. Послал его в командировку к Вундту в Лейпциг. Предоставил страницы журналов для его публикаций, в том числе издаваемого им журнала «Вопросы философии и психологии», и др. Была продолжена распространенная в тогдашней университетской среде традиция приглашения ученика в семью, где в домашней обстановке велись длительные беседы на философские темы. Несмотря на указанные позитивные моменты отсутствие перспективы карьерного роста на московской кафедре вынудило Челпанова к переезду в 1892 г. в Киев, где он приступил к работе на кафедре философии в Университете св. Владимира. Киевский период (1892–1907) отличился наибольшей плодотворностью деятельности Челпанова, что и неудивительно – это был возраст 30–45 лет. За это время были защищены магистерская (1896) и докторская (1904) диссертации, он стал сначала экстраординарным, а затем ординарным профессором, вышли в свет классические работы «Мозг и душа» (1900), «Введение в философию» (1905), были изданы его знаменитые учебники по психологии и логике, эффективно работал Психологический семинарий при университете и др. В эти годы он бывал в научных командировках за границей, в основном в германских университетах, откуда черпал много нового. Эти стажировки были в высшей степени продуктивными, поскольку Георгий Иванович в совершенстве владел немецким языком, а эллинского трудолюбия ему было не занимать. Неожиданная смерть жены Ольги Епифановны Иващенко в 1906 году нарушила нормальный ход киевской жизни, и Челпанов в этой ситуации принял приглашение занять кафедру философии в Московском университете. Москва придала новое качество его научной и организационной деятельности. Он был уже профессором с авторитетным именем, и его слово много значило для учеников, коллег и общественных деятелей. Главным делом данного периода стало создание Психологического института при Московском университете. Средства для строительства и оборудования здания выделил меценат С.И. Щукин. Он же субсидировал поездку Челпанова в Германию и США в 1910–1911 гг. для ознакомления с ведущими психологическими лабораториями и институтами мира. В 1912 году Московский Психологический институт им. Л.Г. Щукиной был построен и начал функционировать, а в марте 1914 г. состоялось его торжественное открытие.

Была намечена обширная, хорошо продуманная программа исследований, открывались перспективы быстрого развития отечественной психологии. Однако Первая мировая война, революция, гражданская война и послереволюционное неустроение практически все перечеркнули. Особенно неблагоприятной оказалась политика новой власти, направленная на уничтожение свободомыслия в гуманитарной сфере, провозглашение марксизма высшей, не подлежащей критике истине. В такой обстановке профессору с ярко выраженной идеалистической позицией не оставалось места, и в конце 1923 года он был отстранен от работы в университете и созданном им институте. Челпанову дал приют его ученик Г.Г. Шпет в Государственной академии художественных наук (ГАХН), бывший ее вице-президентом. Но в 1930 г. Челпанов был уволен и оттуда (академию попросту закрыли). Последние годы жизни он провел, подверженный болезням, изоляции от активной научной деятельности и фактически покинутый бывшими друзьями и коллегами. Скончался Георгий Иванович 13 февраля 1936 г., похоронен на Ваганьковском кладбище (к сожалению, могила ученого утрачена).

2. Научный вклад. Результаты научных исследований Г.И. Челпанова необходимо распределить по трем направлениям: философия, психология, педагогика. Философия. Широко распространено мнение, что Челпанов был только превосходным педагогом и популяризатором знаний и не создал основательной теории. Однако при тщательном рассмотрении его работ такое поверхностное суждение рассеивается. В отношении философии выясняется следующее. Философия – это его базовая профессия. Даже в психологии он считал себя прежде всего философом, и в этом было его огромное преимущество перед психологами, имевшими иное исходное происхождение. Фундаментальные исследования Челпанова в области философии в концентрированном виде выражены в его итоговом труде по двум диссертациям «Проблема восприятия пространства». Здесь особенно проявляется его тщательная проработка вопросов гносеологии. Проблемы метафизики он сознательно избегал, исходя из своих общих установок не печатать досконально не изученных вещей. По своему мировоззрению, как свидетельствует В.В. Зеньковский, его можно отнести к сторонникам трансцендентального реализма (или «идеал-реализма», по выражению самого Челпанова). Многие современные исследователи определяют его как приверженца неокантианства, хотя внутренне он был наиболее близок к лейбницианству. Таким образом, если в лице Челпанова мы не видим создателя собственной теории, то следует признать, что его труды «Мозг и душа» и «Введение в философию» являются памятниками философской мысли.

Психология . В этой дисциплине авторитет Челпанова бесспорен. Им разработаны вопросы теории, методологии и практики этой науки. В наиболее рельефном виде они представлены в книгах «Введение в экспериментальную психологию», «Очерки психологии» и др. Излишне говорить о его организационном вкладе, ибо создание Психологического института в Москве послужило базой для формирования отечественной психологической школы. Упреки в его приверженности методу самонаблюдения при ретроспективной оценке не представляются обоснованными, потому что Челпанов не абсолютизировал его и довольно корректно определял его место в комплексе психометрических исследований.

Педагогика . И в этой области заметен след, оставленный Челпановым. Его дореволюционные учебники для гимназий по психологии и логике были сами по себе беспрецедентным явлением в русской педагогике, тем более в контексте элементарного курса философии для общеобразовательной школы. Велик вклад Челпанова в борьбу с упрощенческими тенденциями при внедрении психологических исследований в среднюю школу, а ведь он вел ее с петербургской школой В.М. Бехтерева и его сторонниками. Здесь часто он оставался один против многих, но в исторической перспективе оказался прав. Все отмечали его педагогический талант и доброжелательность к ученикам, однако широко известно и то, что он был строг в отношении последовательности накопления знаний и не пропускал нерадивых учащихся на следующие этапы (это были незыблемые принципы его киевских и московских семинаров).

3. Основные труды. Об ученом принято судить по его трудам. Главные произведения Г.И. Челпанова:

    «Мозг и душа» (1900) – 6 изданий до 1918 года.

    «Введение в философию» (1905) – 7 изданий до 1918 года.

    «Психология»: учебник (1905) – 16 изданий до 1919 года.

    «Логика»: учебник (1906, 2-е изд.) – 10 изданий до 1918 года.

    «Психология и школа» (1912).

    «Введение в экспериментальную психологию» (1915) – 3 издания до 1924 года.

    «Очерки психологии» (1926).

    Цикл полемических брошюр 1924–1928 гг.: «Психология и марксизм»; «Объективная психология в России и Америке»; «Психология или рефлексология?»; «Социальная психология или «условные рефлексы»; «Спинозизм и материализм».

Это – прижизненные издания. Большая часть из них переиздается начиная с 1990-х годов, когда произошло возвращение научного имени Челпанова.

4. Награды и звания:

    орден Св. Станислава 3-й степени (1900);

    орден Св. Анны 3-й степени (1904);

    Большая Премия императора Петра Великого (1907);

    Малая Премия императора Петра Великого (1909);

    Премия Преосвященного Макария, Митрополита Московского;

    ординарный профессор по кафедре философии Университета св. Владимира (Киев, 1904);

    ординарный профессор по кафедре философии Московского университета (1907).

5. События личной жизни. Г.И. Челпанов в 1889 году женился в Мариуполе на Ольге Епифановне Иващенко (венчание в церкви Марии Магдалины). В 1895 г. в Киеве у них родился сын Александр, в 1897 г. – дочь Наталья, в 1898 г. – дочь Татьяна. В 1906 году жена скончалась в Киеве в возрасте 43 лет. В 1915 г. у Челпанова в Петрограде родилась дочь Елена от второй жены – Нины Леонидовны Занаревской, двоюродной сестры покойной жены. Судьба некоторых членов семьи Челпанова сложилась трагично: дочь Татьяна умерла в родах в 1933 году, сын Александр расстрелян в 1935 г. по сфабрикованному делу о немецко-русском словаре (в этом же году умерла внучка Марина, дочь сына Александра). Старшая дочь Наталья в 1926 году вышла замуж за французского подданного Бриса Парэна и уехала во Францию. Там она стала известным иллюстратором детских книг. У супругов Парэнов родилась в 1928 году дочь Татьяна. Она живет в Париже, носит фамилию «Майяр-Парэн». Вторая жена, Нина Леонидовна Занаревская, будучи выпускницей Женского медицинского института, работала врачом в Петрограде (Ленинграде), Мариуполе и Ейске. Умерла в 1940 г. Ленинграде. Ее дочь, Елена Георгиевна Челпанова, окончив в 1948 г. Ленинградскую Академию художеств, стала скульптором. Жила и работала в Ленинграде, где и скончалась в 2003 году. По этой линии у Георгия Ивановича Челпанова продолжает генеалогическое древо Нина Борисовна Челпанова (р. в 1948 г.), по профессии тоже скульптор. В настоящее время проживает и трудится в Санкт-Петербурге. В Москве работает ее дочь – правнучка Челпанова – Елена Борисовна Бочарова (р. в 1976 г.), окончившая в Петербурге Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Она – социальный психолог, бизнес-тренер.

6. Библиография. Первые библиографические изыскания выявили список из более 100 оригинальных работ ученого (книг, статей, рецензий и др.). К настоящему времени приводятся списки из около 200 трудов: Дмитриев Т., Чубаров И. // Логос. – 1996. – № 7. – С. 204–211; Богданчиков С.А. Происхождение марксистской психологии. Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20- х годов. – Саратов: СЮИ МВД России, 2000. – 232 с.; Гусева Е.П. /Альманах Научного архива Психологического института: Юбилейный выпуск к 150-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова. Вып. 5. – М.: ПИ РАО; МГППУ, 2012. – С. 289–310; Аджавенко Н.К. Георгий Челпанов. Жизненный путь и научный подвиг. – Мариуполь: ЧАО «Газета «Приазовский рабочий», 2012. – 256 с. Продолжается поиск новых источников. Организаторы сайта также подключатся к проведению таких исследований.

7. Общая ретроспективная оценка. При оценке дел и личности Г.И. Челпанова важно видеть историческую динамику, поскольку в советский период произошла целенаправленная трансформация и искажение заслуг и достижений ученого, констатированных его современниками на рубеже реальной жизни. Ныне происходит постепенное восстановление истинной оценки Челпанова вместе с процессом переиздания его классических трудов, проведением мемориальных мероприятий и осуществлением объективных биографических исследований.

Подготовлено экспертами сайта. Использование в научных образовательных целях. Ссылка на сайт www.chelpanov.org обязательна.

ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1862–1936), русский философ, логик, психолог. Родился 16 (28) апреля 1862 в мещанской семье в Мариуполе, здесь же в 1883 с золотой медалью окончил Александровскую гимназию. Поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (с прикомандированием к Московскому университету, окончил в 1887). Учился у Н.Я.Грота . С 1890 – приват-доцент Московского университета, затем, в 1897 стал штатным профессором Киевского университета, где защитил диссертацию Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности (оппонентами на защите выступали Н.Я.Грот и Л.М.Лопатин).

В 1893–1894 и 1897–1898 в Германии Челпанов слушал лекции по физиологии у Э.Дюбуа-Реймона, Э.Геринга и Э.Кёнига, психологии – у К.Штумпфа и В.Вундта , занимался экспериментальной психологией в Психологическом институте Вундта в Лейпциге и в Институте физиологической оптики в Берлине.

В 1907 стал профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии.

Замыслив создание Психологического института, в 1910–1911 вместе со своим учеником Г.Г.Шпетом ознакомился с устройством психологических лабораторий и институтов при германских и американских университетах. В 1914 организовал Психологический институт при Московском университете и журнал «Психологическое обозрение».

Им написаны многократно переиздававшиеся учебники и руководства по логике, философии и психологии, например Учебник психологии выдержал 15 изданий, Учебник логики – 10. Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Основные работы: Введение в философию (1905); Психология (ч. 1–2, 1909); (1915); Объективная психология в России и Америке (1925); Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии ) (1927); Социальная психология или условные рефлексы (1928). О наиболее известном сочинении Челпанова Мозг и душа (1900) В.В.Зеньковский в сочинении История русской философии говорил как о лучшей в мировой литературе книге по критике метафизического материализма.

В творчестве Челпанова заметны идеи Д.Беркли , Д.Юма , Б.Спинозы , но особое влияние на него оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» лег в основу критики Челпановым монизма (теории, согласно которой различные виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу) в психологии и философии.

Психическое и физическое, по Челпанову, принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для него и признание особого предмета исследования: «психическое объясняется только из психического». Утверждаемый «дуализм» имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»). Гносеологические воззрения Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. В центре его гносеологии – проблема «вещи в себе» («нечто»). Можно лишь утверждать, что «нечто» трансцендетно («транссубъективно» по Челпанову) существует и обладает функцией воздействия. Ощущения сигнализируют нам о наличии «нечто» вне сознания, являясь его символами. Сознание связано с трансцендентным, познание возможно благодаря наличию априорных форм (время, пространство, причинность). «Мы творим наше познание при помощи форм нашей мысли и верим, что ему в действительности соответствует мир, который нами создан».

Выделял различные типы и уровни психологического знания: экспериментальную психологию, изучающую простейшие психофизиологические функции (в духе метода «физиологической психологии» Вундта); эмпирическую психологию, предмет которой – психические явления; теоретическую психологию, изучающую общие законы духа. Проводил эксперименты по восприятию пространства и времени, развивал методы лабораторных исследований (Введение в экспериментальную психологию , 1915).

Логические законы Челпанов понимает как результат наблюдения над мыслительными процессами, который человек получает, вскрывая механизм собственного мышления (абстрагируясь при этом от содержания мыслей). Законы формальны и всеобщи; они – идеальные нормы мышления, приложимые к нашим понятиям о вещах (но не к ним самим). Основной закон – закон противоречия.

Челпанов признает возможность закона и закономерности в истории (в отличие от большинства неокантианцев), но понимает их как проявление закономерностей человеческой воли, как выражение общих психологических законов.

Челпанову была близка идея союза психологии и философии (идея «философской» психологии), однако когда подобный «союз» обернулся диктатом марксистской идеологии, он подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки, делая уступку идеям марксизма только в сфере социальной психологии.

Челпанов , Георгий Иванович

это может вам помочь В аптеках Красноярска стремительно выросли цены на лекарства пользующиеся спросом

Челпанов , Георгий Иванович

Челпанов , Георгий Иванович (1862-1936), русский философ, логик, психолог. Родился 16 (28) апреля 1862 в мещанской семье в Мариуполе, здесь же в 1883 с золотой медалью окончил Александровскую гимназию. Поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (с прикомандированием к Московскому университету, окончил в 1887). Учился у Н.Я.Грота . С 1890 - приват-доцент Московского университета, затем, в 1897 стал штатным профессором Киевского университета, где защитил диссертацию Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности (оппонентами на защите выступали Н.Я.Грот и Л.М.Лопатин ).

В 1893-1894 и 1897-1898 в Германии Челпанов слушал лекции по физиологии у Э.Дюбуа-Реймона, Э.Геринга и Э.Кёнига, психологии - у К.Штумпфа и В.Вундта , занимался экспериментальной психологией в Психологическом институте Вундта в Лейпциге и в Институте физиологической оптики в Берлине.

В 1907 стал профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии.

Замыслив создание Психологического института, в 1910-1911 вместе со своим учеником Г.Г.Шпетом ознакомился с устройством психологических лабораторий и институтов при германских и американских университетах. В 1914 организовал Психологический институт при Московском университете и журнал "Психологическое обозрение".

Им написаны многократно переиздававшиеся учебники и руководства по логике, философии и психологии, например Учебник психологии выдержал 15 изданий, Учебник логики - 10. Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Основные работы: Введение в философию (1905); Психология (ч. 1-2, 1909); (1915); Объективная психология в России и Америке (1925); Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии ) (1927); Социальная психология или условные рефлексы (1928). О наиболее известном сочинении Челпанова Мозг и душа (1900) В.В.Зеньковский в сочинении История русской философии говорил как о лучшей в мировой литературе книге по критике метафизического материализма.

В творчестве Челпанова заметны идеи Д.Беркли , Д.Юма , Б.Спинозы , но особое влияние на него оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип "эмпирического параллелизма" лег в основу критики Челпановым монизма (теории, согласно которой различные виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу) в психологии и философии.

Психическое и физическое, по Челпанову , принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для него и признание особого предмета исследования: "психическое объясняется только из психического". Утверждаемый "дуализм" имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции ("неоспинозизм"). Гносеологические воззрения Челпанова ("трансцендентальный реализм") в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. В центре его гносеологии - проблема "вещи в себе" ("нечто"). Можно лишь утверждать, что "нечто" трансцендетно ("транссубъективно" по Челпанову ) существует и обладает функцией воздействия. Ощущения сигнализируют нам о наличии "нечто" вне сознания, являясь его символами. Сознание связано с трансцендентным, познание возможно благодаря наличию априорных форм (время, пространство, причинность). "Мы творим наше познание при помощи форм нашей мысли и верим, что ему в действительности соответствует мир, который нами создан".

Выделял различные типы и уровни психологического знания: экспериментальную психологию, изучающую простейшие психофизиологические функции (в духе метода "физиологической психологии" Вундта); эмпирическую психологию, предмет которой - психические явления; теоретическую психологию, изучающую общие законы духа. Проводил эксперименты по восприятию пространства и времени, развивал методы лабораторных исследований (Введение в экспериментальную психологию , 1915).

Логические законы Челпанов понимает как результат наблюдения над мыслительными процессами, который человек получает, вскрывая механизм собственного мышления (абстрагируясь при этом от содержания мыслей). Законы формальны и всеобщи; они - идеальные нормы мышления, приложимые к нашим понятиям о вещах (но не к ним самим). Основной закон - закон противоречия.

Челпанов признает возможность закона и закономерности в истории (в отличие от большинства неокантианцев), но понимает их как проявление закономерностей человеческой воли, как выражение общих психологических законов.

Челпанову была близка идея союза психологии и философии (идея "философской" психологии), однако когда подобный "союз" обернулся диктатом марксистской идеологии, он подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки, делая уступку идеям марксизма только в сфере социальной психологии.

Георгий Иванович Челпанов (1862 – 1936) – основатель первого в России психологического института им. Л.Г. Щукиной при Московском университете (в 1914г.). Придерживался взглядов возможности приложения экспериментальных методов к изучению психических явлений, при этом не отвергал возможности использования интроспективного метода. В решении психофизической проблемы придерживался взглядов психофизического параллелизма. Из принципа параллелизма следует признание самостоятельности психологии как науки, пользующейся интроспективным методом. Для Челпанова создание психологии как самостоятельной науки требует создания общей психологии – стержня для всех психологий (опора на философскую методологию).

Общая психология отождествляется Челпановым с теоретической психологией. По Челпанову экспериментальная и интроспективная психологии – это не две отдельные психологии, они должны быть едины (и в той и в другой применяется метод самонаблюдения). Челпанов выступал за необходимость сосуществования экспериментального метода и метода самонаблюдения, так как экспериментальные условия изменяют состояния сознания. Метод эксперимента по Челпанову понимается в двух смыслах: в широком смысле это создание искусственных условий, а в узком смысле – управление реакциями. Задача эксперимента по Челпанову – сделать возможным точное самонаблюдение.

Среднее образование получил в мариупольской гимназии. После окончания гимназии, в 1862 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе, который окончил в 1887 г. с последующим прикомандированием к Московскому университету, куда в 1886 г. перешел работать его научный руководитель Н. Я. Грот. В 1890 г. начал преподавание философии в московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. перешел в киевский университет св. Владимира, где состоял профессором философии.

Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах «Русская Мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских Университетских Известиях»; в последнем издании Челпанов помещал обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта.

С 1897 г. Челпанов руководил психологической семинарией при университете св. Владимира (см. «Отчет о деятельности психологической семинарии при университете св. Владимира за 1897-1902 гг.», Киев, 1903).

В 1897 году защитил диссертацию Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности, ч. 1 (оппонентами на защите выступали Н. Я. Грот и Л. М. Лопатин), за что историко-филологическим факультетом Московского университета был удостоен степени магистра философии. В 1904 году вторую часть того же сочинения защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета, с присуждением степени доктора философии.



В 20-е гг 20 века в ходе дискуссии о предмете социальной психологии предложил разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию.

Книга Челпанова «Мозг и душа» - ряд публичных лекций, читанных в Киеве в 1898-99 гг.; автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная; критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследование словами: «дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм».

В «Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» Челпанов в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге «Ursprung der Raumvorstellung». По существу это - теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизводное; представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генетисты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность; интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с качественным содержанием ощущения, без которого они немыслимы. Отсюда следует, что все ощущения обладают протяженностью; но вопроса об отношении этих протяженностей ближайшим образом Ч. не рассматривает. Не все содержание протяженности, как оно является в развитом сознании, Челпанов признает непроизводным, а лишь плоскостную протяженность; из нее путем психических процессов вырастают сложные формы восприятия пространства. Представление глубины есть продукт переработки опыта плоскостной протяженности. Сущность непроизводной протяженности Челпанов видит во внеположности, а глубина есть преобразование этой внеположности или плоскостной протяженности.



От Штумфа Челпанов отступает в том, что первый сближает качество ощущений с протяженностью, полагая, что различию мест в пространстве соответствует различие качеств; поэтому Штумф отрицает теорию Лоце о локальных знаках. Челпанов, наоборот, полагает, что теория локальных знаков может быть соединена с учением о непроизводности восприятия протяженности и что хотя локальные знаки и не являются необходимой составной частью первоначального представления о пространстве, но в расширении и развитии этого представления им принадлежит важная роль.

Первая половина работы Челпанова посвящена обстоятельному изложению теорий нативизма и генетизма, в лице главнейших представителей этих учений.

Философские свои воззрения Челпанов высказал в книге: «О современных философских направлениях» (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Философия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет философии - «исследование природы вселенной»; философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма.

Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания; поэтому позитивизм должен был перейти в иную форму. Челпанов следит за различными формами философской мысли в XIX веке, а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она выразилась у Гартмана и у Вундта. «В настоящий момент всякого ищущего научно-философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно метафизика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу. Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое. Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказывается как раз в духе нашего времени» (стр. 107).

Таким образом, Челпанов объявляет себя последователем Вундта, и критика мировоззрения Вундта в то же время будет и критикой философии Челпанова.

Реактология К.Н.Корнилова.

Константин Николаевич Корнилов (1879-1957) в борьбе против Челпанова и рефлексологии, опираясь на диалектический материализм, выступил в 1921 г. с программой новой науки- реактологии.

Предпосылки:

Первые два цикла его исследований (1910 - 1912 гг.), проведенных под руководством Челпанова в Психологическом институте, проходили по принятой в институте схеме: вундтовская методика сочеталась с опросом испытуемых относительно их переживаний. При этом первое, в чем разочаровался Корнилов - здесь его мнение явно разошлось с мнением учителя, - была интроспективная традиция вюрцбуржской школы („Метод активного опроса вместо восстановления душевного переживания грозит сам внести дезорганизацию в эти переживания“). В рамках этих, начальных, исследований им была получена очень интересная (интересная прежде всего для понимания его ожиданий и, в то же время, совершенно недостоверная, так как выборка состояла лишь из 16 человек) закономерность: по скорости реакции выделились две полярные - без промежуточного типа - группы испытуемых, „быстро реагирующие“ и „медленно реагирующие“.

Пытаясь как–то объяснить эти результаты, Корнилов обратился к общим теориям и, в частности, к теории „психодинамики“ датского психолога А. Лемана, который постулировал существование особого вида „мозговой энергии“, обладающего и психическими, и физическими свойствами, и который связывал силу ощущения с пропорциональной тратой этой энергии. Трактуя полученные данные, Корнилов пришел к заключению, что классический эксперимент по исследованию скорости реакции, чтобы служить для операционализации такого, „физикалистского“, понимания психического, нуждается в существенном дополнении.

Новая методология, предложенная Корниловым, была ориентирована на изучение „динамических аспектов“ реакции. В соответствии с ней была несколько видоизменена (но не так сильно, чтобы можно было говорить об отходе от вундтовской методологии) схема эксперимента. Теперь стали регистрироваться, кроме скорости реакции („временной момент“), и другие ее характеристики: показатели интенсивности, или силы, реакции („динамический момент“) и ее формы, т.е. пройденный работающим органом путь и скорость его движения („моторный момент“). Для этого Корниловым был сконструирован специальный прибор (1913 год) - „динамоскоп “, позволяющий регистрировать скорость реакции (при помощи хроноскопа), ее интенсивность (по силе нажатия руки на специальный ключ) и форму (при помощи кимографа). При этом „динамоскоп“ должен был служить средством измерения умственного напряжения - на основе того предположения, что чем слабее нажим, тем сложнее умственная задача.

Учение о реакциях человека или реактология (1921год).

Необходимо исследование собственно психологической стороны реакции (исследование физиологической стороны – Бехтерев, Павлов).

Необходимо полное отделение психологии от философии, которая тормозит развитие научной психологии и делает ее насквозь умозрительной.

Психология – естественнонаучная дисциплина как по методу работы, так и по объекту изучения (ибо психические процессы – процессы энергетического порядка).

  • Задачей реактологии было исследование поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители.

Основная форма любого жизненного проявления.

Единственно первоначально данная форма жизненного проявления. Реакция понималась чрезвычайно широко как любое жизненное проявление, начиная от реакции простейших. Такое понимание реакции стирало различия между простейшими и более сложными формами поведения животных, и тем более человека.

Лишь путем анализа и абстрагирования мы в состоянии выделить из реакции такие составные части, как восприятие или движение. В соответствии с этим Корнилов предлагает новый объект изучения – не отдельные психические явления, а реакции живого организма, охватывающие все формы проявления его в отношении окружающей среды.

  • В составе реакции можно выделить 3 компонента

Сенсорный

Раздражение воспринимающего органа

Центральный

Процессы в ЦНС

Моторный

Импульс двигательного характера.

Как сенсорный, так и моторный моменты бывают даны в скрытой форме.

Реакция – единое, законченное целое, из которого только путем анализа и абстрагирования мы отделяем различные моменты, давая им специфические названия.

  • Энергетическая основа реакции. Реакция по своей сути – трансформация энергии и постоянное нарушение энергетического баланса между индивидом и окружающей средой.

Любая реакция – функция взаимодействия организма и среды. Это взаимодействие принимает различные формы, но в своей основе имеет, ни что иное как разряд, потребление и трансформация различного рода энергий друг в друга.

Протекание энергетических процессов, влекущее за собой под влиянием особой структуры НС изменения в смысле быстроты, напряженности и направления разрядов энергии и вызывает то, что мы субъективно воспринимаем, как психические процессы , но что объективно является ничем иным как особым проявлением все той же физической энергии.

  • Все многообразие реакций человека можно свести лишь к нескольким основным типичным формам. 7 основных форм:

Натуральная реакция

Наблюдается в условиях наиболее близких естественному состоянию человеку, если предосталять ему работать наиболее удобным для него способом.

Мускульная реакция

Наблюдается, когда у испытуемого создается установка произвести движение тотчас же, как только будет воспринято раздражение (внимание концентрируется по преимуществу на движении).

Сенсорная реакция

Определяется установкой производить движение лишь после отчетливого восприятия раздражения (внимание концентрируется преимущественно на раздражении)

Реакция различения

При предъявлении испытуемому 2х заранее известных ему раздражения (простое различение) или же несколько таких раздражений (сложное различение), движение следует только после отчетливого их различения.

Реакция выбора

Испытуемому предъявляют 2 заранее известных ему раздражения, предлагая на одно реагировать, а на другое нет (выбор между движением и покоем).

Реакция узнавания

Предлагается реагировать только после узнавания ранее не предъявляемого раздражения.

Ассоциативная реакция

Движение следует только после того, как предъявленное раздражение вызвало по ассоциации первое появившееся в сознании представление (свободная ассоциация) или же представление, стоящее в определенной логической связи с данным впечатлением.

  • Принцип однополюсной траты энергии

Мыслительная деятельность и внешнее проявление движения находятся в обратном отношении друг к другу. Чем более интенсивней становится мыслительный процесс, тем менее интенсивным становится внешнее выявление движения.

  • Антитеза воли и интеллекта

Согласно Корнилову, первична воля (вообще, конечно, первична реакция, а не интеллект или воля. Но если выбирать между интеллектом и волей, то воля), т.к. быть живым – значит проявлять себя в действии, только по этому можно заключить о наличии эмоций и интеллекта, фактом наличия волевого акта и обуславливается активный характер всей нашей душевной жизни.

И вообще: «Интеллект есть не что иное, как заторможенный волевой процесс, не превратившийся в действие».

  • Нахождение меры психических процессов

Вводилось понятие коэффициента работы: это величина, являющаяся продуктом отношения интенсивностей мускульной и сенсорной реакций. Чем больше коэффициент, тем с большим трудом осуществляется переход от одного вида реакции к другому.

Мера, при помощи которой возможно сравнение психической работы, произведенной различными лицами.

  • Трудовая деятельность рассматривалась как частный вид реакций. Есть гамма трудовых реакций и гамма трудовых профессий. Были сделаны выводы для психотехники- отбора рабочих для той или иной профессии; утверждалось, что переход от умственного труда к физической работе легче, чем от физической работы к умственному труду: создать из интеллигента представителя физического труда легче, чем из рабочего - интеллигентного человека.
  • Критика

В реактологии Корнилову не удалось осуществить задачу перестройки психологии на основах диалектического материализма. Это направление отличали крайний механицизм, натурализм и биологизаторский подход к пониманию поведения человека, его психики. В 1931 г . в Москве в Государственном институте педагогической психологии и педологии (теперь НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР) состоялась дискуссия по реактологической психологии. В итоговом документе («Резолюции») давалась оценка ситуации в психологии, причем эта оценка получила характерную для науки тех лет политическую окраску.

Реактология критиковалась за отрыв теории от практики, что выразилось в ряде «неверных и порой вредных для практики социалистического строительства положений» (имелся в виду прежде всего закон однополюсной траты энергии).

Во всех своих опытах Корнилов попытался доказать истинность своих представлений - о том, что центральные и периферические компоненты реакции находятся в обратно пропорциональной зависимости, а между скоростью и силой реакции существуют прямо пропорциональные отношения. Но уже с самого начала эта попытка была обречена на неудачу. И не только из–за ошибочности исходных теоретических представлений. Корнилов, человек определенно практической, а не теоретической ориентации, был более склонен давать ответы, важные для конкретного применения, нежели от одного вопроса идти к другому. И в тех данных, которые он получал в экспериментах, он видел лишь то, что соответствовало его гипотезам, а все остальное или просто не воспринимал, или (после знакомства с диалектикой) трактовал как проявление диалектического противоречия.

Фактически, не было получено никаких серьезных подтверждений исходных гипотез, но разбиение исследования на циклы - исследование „натуральных“, „сенсорных“, „моторных“ и прочих реакций - позволило ему анализировать лишь те циклы, в которых было хотя бы какое-нибудь согласование с исходными положениями.