Дом глебовых-стрешневых. Дом глебовых-стрешневых Большая дмитровка 7 5 стр 1

Гостиница «Хостел Stay Inn» расположена в двух шагах от храма Христа Спасителя и Мультимедиа Арт музея. На расстоянии 250 метров от апартаментов находится станция метро «Кропоткинская». Путешественники, забронировавшие отель «Хостел Stay Inn», смогут за 15 минут доехать на метро до Белорусского железнодорожного вокзала, от которого отправляется электропоезд «Аэроэкспресс» до международного аэропорта «Шереметьево». Гостиница «Хостел Stay Inn» находится рядом с Зачатьевским женским монастырем и галереей искусств Зураба Церетели. В 5 минутах ходьбы от апартаментов расположен Болотный остров и следующие достопримечательности, находитсяные на нем: монумент «Дети – жертвы пороков взрослых», Болотная площадь и памятник Репину, театр Эстрады, Краеведческий музей «Дом на Набережной». От Болотного острова можно быстро добраться до Государственной Третьяковской галереи и храма Святителя Николая в Толмачах. Бронирование отеля «Хостел Stay Inn» обеспечит проживание в 10 минутах ходьбы от Российской академии художеств, Центрального дома актера имени А.А. Яблочкиной. Неподалеку находятся храм Преображения Господня на Песках, театр имени Вахтангова и Мемориальная квартира А.С. Пушкина. Цена посещения экспозиций в данном музее колеблется, в зависимости от типа билета. Можно приобрести, как единый билет, включающий просмотр всех экспозиций, его цена составляет от 250 до 350 рулей; так и семейный билет выходного дня, стоимостью 350 рублей, также предоставляющий определенные льготы. В непосредственной близости от апартаментов находятся Мемориальный Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной, Московский Дворец молодежи, Министерство иностранных дел РФ, парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках», сквер Девичьего поля с памятником Л.Н. Толстому.

Владения, на которых расположен нынешний дом по улице Большая Дмитровка, 7/5, строение 4, можно найти на Петровом чертеже, датированным еще шестнадцатым столетием. Первый же известный хозяин - Родион Матвеевич Стрешнев, служивший окольничим и живший здесь в XVII веке. Далее участок передавался по наследству его потомкам.

О каменных палатах на этом месте есть упоминание от 1734 года, хотя исследователи полагают, что строение построено раньше.

Перестроить строения на участке задумали, когда хозяйкой владений стала Е.П. Глебова-Стрешнева. Она заказала проект усадьбы, которую должны были исполнить в классической композиции. К сожалению, планам не суждено было исполниться полностью из-за начавшейся войны 1812 года.

К тому времени здесь уже стоял главный дом в три этажа. На Камергерский переулок выходили фасады двухэтажных флигелей, в которых были устроены арочные проезды. Помещения флигелей сдавались в аренду: один из них снимал князь Касаткин-Ростовский (тот, в котором был устроен редкий для частной городской застройки манеж), другой - Доминик Сихлер, разместивший здесь магазин по продаже дамских шляпок, в который изредка наведывалась Наталья Гончарова - жена поэта Александра Пушкина.

По проекту, заказанному Глебовой-Стрешневой в 1811 году, планировали возвести дополнительные флигели в северной части владений, симметрично имеющимся на тот момент южным. Парадный въезд должны были устроить со стороны Большой Дмитровки, для чего фасад главного дом подразумевалось перестроить соответственно новой ориентации.

Задуманное начали реализовывать лишь в 20-30 годы девятнадцатого столетия. Тогда же реставрировали и главный дом усадьбы по нынешнему адресу Большая Дмитровка, 7/5, строение 4, пострадавший в пожаре 1812 года. Во время реконструкции владений, чтобы двор не пустовал, его отдали под так называемую постойную повинность. В годы «большого ремонта» одно из помещений занимал Владимир-Мусин Пушкин, состоявший некогда в декабристском Северном обществе, и после событий 1825 года находившийся здесь под надзором полиции после семимесячного заключения в знаменитой Петропавловской крепости.

После завершения всех работ в главный дом переезжает законная домовладелица, и сама усадьба сразу же освобождается от постоя.

В 1854 году началась новая реконструкция. Переустройством занялся Федор Петрович - внук Елизаветы Петровны.

Новый домовладелец перестраивает некоторые нежилые помещения под жилье, арочные проезды со стороны Камергерского переулка застраиваются для увеличения внутренних площадей, а сами флигели надстраивают третьим этажом.

В новых квартирах поселились такие известные личности, как доктор медицины, акушер Михаил Вильгельмович Рихтер, руководивший повивальным институтом, а также историк и археолог Алексей Александрович Мартынов, занимавшийся реставрацией церквей и дворцов московского Кремля.

В 1862 году меняется владелец дома по Большой Дмитровке, 7/5, строение 4. Им становится один из крупнейших московских домовладельцев Иван Павлович Шаблыкин. Сразу после приобретения он сдает помещения в аренду доктору Н.В. Бруссе и купцу Герасиму Хлудову. Первый, согласно договоренности, надстраивает этаж в одном из домов для устройства фотогалереи, второй - сдает помещения в субаренду.

Одну из квартир у Хлудова в феврале 1866 года сняла семья писателя Льва Толстого на период своего пребывания в первопрестольной. Именно в тот период Лев Николаевич познакомился с Михаилом Башиловым, иллюстратором произведение «Горе от ума» Грибоедова.

В гости к писателю захаживал и редактор «Русского вестника» Катков, который просил Толстого опубликовать следующую часть отрывка «1805 год», вошедшего в дальнейшем в роман «Война и мир». Интересно, что первые главы этого произведения были зачитаны перед публикой именно в этой квартире в тот же год 27 февраля.

В 1867 году наведался в гости к своей дочери Анне поэт Федор Тютчев. Поводом для визита послужили ее неудачные роды.

В 1883 году в одном из помещений дома на Большой Дмитровке, 7/5, строение 4 начала работу редакция популярного сатирического журнала с названием «Будильник». Для двух тысяч подписчиков писали такие известные литераторы, как И.И. Дмитриев, М.М. Степановский, Г.И. Успенский, Ф.М. Решетников, а также А.П. Чехов. , известный в будущем архитектор, рисовал карикатуры для страниц еженедельника. Все перечисленные персоны часто наведывались в комнаты издательства.

В конце XIX века бывшая усадьба Глебовых-Стрешневых начинает разрастаться. В 70-е годы девятнадцатого столетия был надстроен третьим этажом северный флигель. В следующем десятилетии по красной линии улицы Большая Дмитровка выстраивают одноэтажный торговый павильон, в котором устраивают цветочную галерею.

К 1900 году практически все первые этажи усадебного комплекса со стороны Большой Дмитровки и Камергерского переулка занимают магазины и мастерские (среди них гастрономический магазин и ресторан Гамбургера, склад элитных вин Бекмана). Над ними, на вторых этажах, снимают квартиры хозяева этих заведений.

Чтобы увидеть этот дом, надо свернуть с парадной Большой Дмитровки и пройти во двор. Странный дом: один из трех ризалитов словно ампутирован не слишком умелым хирургом, ряд ложных окон, обращенный к Дмитровке фасад обработан рустом, но и задний фасад выделяется монументальным ризалитом по центру, словно аверс и реверс когда-то менялись местами.

Обозначение застройки этого места можно найти уже в XVI веке, на Петровом чертеже. А в XVII появляется и хозяин - окольничий Родион Матвеевич Стрешнев. От него усадьба на Дмитровке перешла к сыну, а затем внуку. В 1734-м появляется первое достоверное упоминание о палатах, хотя, может быть, дом и старше. Некоторые исследователи полагают, что сводчатые комнаты в южном крыле - принадлежность объема XVII века.

В 1808 году хозяйкой становится Е. П. Глебова-Стрешнева. При ней разрабатывается план классической композиции усадьбы, но осуществить его не успевают, мешает война. Главный дом, к тому времени уже трехэтажный, стоит фактически в центре; двухэтажные флигели с арочными проездами, что по Камергерскому, сдаются внаем. В одном из них располагается редкий для частных домов манеж, который снял для себя князь Касаткин-Ростовский. Одно из строений усадьбы под магазин дамских уборов арендует купец Доминик Сихлер, к которому за шляпками ходила сама Наталья Николаевна Гончарова.

По проекту 1811 года предполагалось выстроить флигели с севера, симметричные южным, а парадный въезд перенести из переулка на Дмитровку. Для этого потребовалось дом, стоявший до сих пор к улице задом, «развернуть» (вот и два фасада). Частично замысел реализовали в 20 - 30-е годы XIX века. Тогда же восстанавливали и сам главный дом, погоревший в 1812-м. Работы затянулись почти на десять лет; двор, чтоб не пустовал, отдали под постойную повинность. В это же хлопотное «ремонтное» время в доме под надзором полиции живет около года Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин.

Как только реконструкция заканчивается, в главном доме селится домовладелица, а усадьбу незамедлительно освобождают от постоя. В 1854 году очередным переустройством (для поправки финансов) занимается внук Елизаветы Петровны Федор Петрович. Он часть нежилых строений делает жилыми, арочные проезды застраивает, чтобы увеличить площадь; флигели по переулку с той же целью частично надстраивает третьим этажом. Квартиры при нем снимают Михаил Вильгельмович Рихтер - доктор медицины, директор повивального института, акушер, и , историк, археолог и архитектор, участвовавший в реставрации кремлевских церквей и дворцов.

С1862 года владельцем становится , один из богатейших московских жителей и крупнейших домовладельцев. Новое приобретение он сдает частично доктору медицины Н. В. Брусе (с правом строительства) и частично купцу Герасиму Ивановичу Хлудову, почетному гражданину и коллекционеру картин, преимущественно русской школы. Первый надстраивает один из домов во дворе помещением фотогалереи, второй больше интересен теми, кому он квартиры сдает.

3 февраля 1866 года в дом въехала семья Толстых. Они сочли необходимым снять отдельную квартиру на период пребывания в Москве. В дневнике Софья Андреевна напишет: «Вся жизнь шла хорошо, я все любила в Москве, даже нашу Дмитровку и нашу душную гостино-спальню и кабинет, где Лева лепил свою красную лошадь и где сидели, бывало, вдвоем вечера». Неподалеку любимая писателем гостиница «Шевалье», переулками можно дойти до гимнастического зала Якова Пуаре. В этой поездке Толстой знакомится с Михаилом Башиловым, родственником Берсов, художником, проиллюстрировавшим грибоедовское «Горе от ума». Сюда же приходит Катков, чтобы уговорить Толстого отдать в «Русский вестник» для публикации следующую часть «1805 года» (войдет в «Войну и мир»). Лев Николаевич соглашается. А 27 февраля читает здесь главы будущего романа «Война и мир» собравшимся почитателям.

В октябре 1867 года в гости к родным наведывается поэт Федор Иванович Тютчев. Семья его дочери снимает здесь квартиру, визит же связан с неудачными родами Анны. Иван Сергеевич Аксаков , муж Анны Федоровны, публицист, общественный деятель, издатель в это время издает славянофильскую газету «Москва», редакция располагается прямо в квартире.

В 1883 году в доме появилась еще одна редакция - сатирического журнала «Будильник». Это еженедельное издание с двумя тысячами подписчиков, для которого пишут, а следовательно, и бывают здесь И. И. Дмитриев, Ф. М. Решетников, М. М. Степановский, Г. И. Успенский… И Антон Павлович Чехов. Рисунки в журнал под псевдонимами «Ф. Ш.» и «Финь-Шампань» делает молодой , тогда еще только помощник архитекторов Каминского и Терского.

Сама усадьба в конце XIX века значительно прирастает. В 70-е годы третий этаж получает северный флигель, в начале 80-х строят одноэтажный каменный торговый павильон для цветочной галереи вдоль красной линии Дмитровки. К 1900 году первые этажи строений по Камергерскому и Дмитровке сплошь заняты магазинами и мастерскими, на вторых - живут их владельцы. Есть здесь и гастрономический магазин Гамбургера, и его же ресторан, и склад вин Бекмана. В главном доме первые этажи занимают квартиры, третий - контора Правления Москворецкого пароходства. Годовой доход со всего владения составляет 36 тысяч рублей.

В бывшем главном доме до сих пор жилые квартиры и, как ни странно, планировка 20 - 30-х годов XIX века (две анфилады и два центральных парадных зала) сохранилась. Сам дом находится в критическом состоянии - особенно это очевидно при взгляде с обратной стороны.