13.1. Поверхность площадки для складирования материалов, конструкций, изделий и оборудования необходимо спланировать и уплотнить. При слабых грунтах поверхность площадки может быть уплотнена щебнем или выложена дорожными плитами на песчаном основании.
Складирование материалов производится за пределами призмы обрушения грунта незакрепленных выемок, а их размещение в пределах призмы обрушения грунта у выемок с креплением допускается при условии предварительной проверки устойчивости закрепленного откоса по паспорту крепления или расчетом с учетом динамической нагрузки.
Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте штабеля до 1,2 м должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса кранового пути на расстоянии не менее 2,0 м, а при большей высоте - не менее 2,5 м согласно требованиям ГОСТ 12.3.009-76*.
Для отвода поверхностных вод следует сделать уклон 1-2° в сторону внешнего контура склада с устройством в необходимых случаях кюветов.
13.2. Стропальщики должны знать места складирования материалов, предусмотренные в ППРк.
13.3. Места складирования материалов и конструкций, а также места установки складского инвентаря размечаются на строительной площадке согласно примеру по рисунку 34.
1 - кирпич на поддонах; 2 - распорные плиты перекрытия - до 2,5 м; 3 - пролетные плиты перекрытия - до 2,5 м; 4 - распорные плиты крайние - до 2,5 м; 5 - стены жесткости - до 2,5 м; 6 - ригели - до 2 м; 7 - лестничные марши - до 2 м; 8 -стеновые панели в пирамиде - до 2 м; 9 - витражи в пирамиде; 10 - перегородки в пирамиде с укрытием от атмосферных осадков; 11 - колонны - до 2 м; 12 - площадка для кантовки конструкций.
Рисунок 34 - Примерный план размещения грузов на приобъектном складе
Примечания
1. Складирование производится таким образом, чтобы масса конструкций соответствовала грузоподъемности крана.
2. Временные дороги устраивают таким образом, чтобы обеспечить приемку всех грузов в пределах грузоподъемности крана.
3. Шкала (в ППРк может не показываться) облегчит раскладку грузов в пределах грузовой характеристики крана.
4. На площадке складирования устанавливаются таблички с наименованием грузов и их количеством в штабелях.
13.4. Материалы, конструкции, изделия и оборудование следует размещать в соответствии с требованиями стандартов, межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, СНиП 12-03-2001 или технических условий заводов-изготовителей.
13.5. При отсутствии стандартов и технических условий заводов-изготовителей рекомендуются следующие способы складирования основных видов материалов и конструкций:
Кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса; в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7 м. Кирпич должен складироваться по сортам, а лицевой - по цветам и оттенкам. Осенью и зимой штабеля кирпича рекомендуется покрывать листами толя или рубероида;
Стеновые панели - в пирамиды или специальные кассеты в соответствии с паспортом на указанное оборудование с учетом геометрических размеров изделий и устойчивости их при складировании;
Панели перегородок - вертикально в специальные кассеты в соответствии с паспортом на кассету. Гипсобетонные панели разрешается устанавливать в пирамиду с отклонением от вертикали на угол не более 10°. Гипсобетонные перегородки необходимо укрывать от атмосферных осадков;
Стеновые блоки - в штабель в два яруса на подкладках и с прокладками;
Плиты перекрытий - в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и с прокладками, которые располагают перпендикулярно пустотам или рабочему пролету;
Ригели и колонны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и с прокладками;
Фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и с прокладками;
Стены жесткости в зависимости от вида их транспортирования с завода -в пирамидах или аналогично плитам перекрытия;
Круглый лес - в штабель высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания; ширина штабеля менее его высоты не допускается;
Пиломатериалы - в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки - не более ширины штабеля. В любом случае высота штабеля не должна превышать 3 м;
Мелкосортный металл - в стеллаж высотой не более 1,5 м;
Санитарно-технические и вентиляционные блоки - в штабель высотой не более 2,0 м на подкладках и с прокладками;
Крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ярус на подкладках;
Стекло в ящиках и рулонные материалы - вертикально в один ряд на подкладках;
Битум - в специальную тару, исключающую его растекание;
Черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1,5 м на подкладках и с прокладками;
Теплоизоляционные материалы - в штабель высотой до 1,2 м, хранить в закрытом сухом помещении;
Трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках и с прокладками с концевыми упорами;
Трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок с концевыми упорами.
Нижний ряд труб должен быть уложен на подкладки, укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами, надежно закрепленными на подкладке.
При складировании железобетонных элементов, имеющих петли (плиты, блоки, балки и т.д.) высота прокладок должна быть больше выступающей части монтажных петель не менее чем на 20 мм.
Складирование других материалов, конструкций и изделий следует осуществлять согласно требованиям стандартов и технических условий на них.
13.6. Между штабелями (стеллажами) должны быть предусмотрены проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых зависит от габаритов транспортных средств и грузоподъемных кранов, обслуживающих склад.
13.7. При складировании грузов заводская маркировка должна быть видна со стороны проходов.
13.8. В пирамидах целесообразно размещать панели одинаковых марок. Панели должны плотно прилегать друг к другу по всей плоскости. Не допускается односторонняя загрузка пирамид.
В кассеты, пирамиды и другое оборудование приобъектного склада необходимо устанавливать изделия таким образом, чтобы при складировании не могли потерять устойчивость, как сами изделия, так и складское оборудование. Изделия устанавливают с учетом их геометрических размеров и форм.
13.9. Между штабелями одноименных конструкций, сложенных рядом (плиты перекрытий), или между конструкциями в штабеле (балки, колонны) должно быть расстояние, не менее 200 мм.
13.10. Высота штабеля или ряда штабелей на общей прокладке не должна превышать полуторную его ширину.
13.11. В штабелях прокладки располагаются по одной вертикали. Расположение прокладок зависит от условий работы изделия в конструкции.
13.12. В каждом штабеле должны храниться конструкции и изделия одномерной длины.
13.13. При расположении материалов и конструкций необходимо учитывать требования ППБ 01-03.
Складирование материалов и конструкций над подземными коммуникациями или в охранной зоне допускается только с письменного разрешения их владельца.
13.14. При изменении условий или в случае производственной необходимости лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, может вносить дополнения и изменения в схему складирования материалов и конструкций, предусмотренную в ППР, с соблюдением требований стандартов, технических условий заводов-изготовителей и другой нормативно-технической документации, утвержденной органами Государственного надзора и с учетом грузовой характеристики применяемых грузоподъемных кранов, подъездных путей и стоянок транспорта; при этом указанное лицо в письменном виде за своей подписью обязано выдать стропальщикам измененную схему складирования грузов, второй экземпляр схемы прикладывается к ППРк.
При составлении схемы складирования особое внимание обращается на соблюдение размеров проходов, габаритов и способов складирования, на недопустимость перегрузки мест складирования.
13.15. В стесненных условиях при отсутствии площадок складирования допускается складирование материалов и конструкций на перекрытиях (покрытиях) существующих и реконструируемых зданий при письменном разрешении автора проекта и разработке необходимых мероприятий, обеспечивающих устойчивость здания (сооружения).
Приобъектный склад. Заказанные для стройки материалы и конструкции доставляют на приобъектные склады и размещают на них в соответствии с проектом производства работ и схемами приобъектных складов, приведенными на стройгенплане.
Для каждого материала отводят место, определенное с таким расчетом, чтобы на транспортирование материала до рабочих мест затрачивалось как можно меньше труда и времени. Так же размещают места приема и перегрузки раствора.
Зоны складирования материалов (по их видам) отделяют одну от другой сквозными проходами шириной не менее 1 м. В каждой зоне материалы и изделия укладывают в штабеля по маркам. Штабеля материалов размещают с интервалами 0,7 м, чтобы к ним удобно было подходить и строповать груз (материал). При большом количестве однотипных изделий у мест складирования их устанавливают указатели серий и марок изделий.
Железобетонные и бетонные детали и блоки располагают так, чтобы их заводскую маркировку можно было прочитать со стороны прохода или проезда, а монтажные петли изделий, уложенных в штабеля, были обращены кверху.
Сборные детали укладывают в штабеля так, чтобы их удобно было строповать при погрузке; высота штабелей не должна превышать для сборных железобетонных изделий - 2…2,5 м.
Изделия располагают так, чтобы они не деформировались, не загрязнялись, не портились их лицевые поверхности (фактуры). Укладывать конструкции и детали разрешается только на прямоугольные подкладки и прокладки; на конструкциях не должна застаиваться вода, для чего их нужно укладывать с небольшим уклоном.
Сквозные отверстия в изделиях из бетона закрывают, чтобы туда не попадал снег и не образовалась наледь. Железобетонные детали периодически очищают от снега и льда.
Паспорта и сертификаты на изделия и материалы. Заводы-поставщики снабжают поставляемые на стройку материалы и изделия паспортом или сертификатом. Паспорт является свидетельством того, что изделия изготовлены в соответствии с проектом (рабочими чертежами), действующими ГОСТами или техническими условиями. Приемка сборных конструкций без паспортов запрещается.
В паспорте указывают наименование изделий по ГОСТу или техническим условиям и их условное обозначение (индекс), номер ГОСТа или технических условий, количество изделий в партии, дату изготовления и приемки партии отделом технического контроля (ОТК) и номер контролера ОТК, марку бетона, отпускную прочность бетона (в процентах от проектной) в момент приемки.
На каждую партию однотипных сборных железобетонных конструкций предприятие-изготовитель представляет строительной организации акты испытаний контрольных образцов бетона.
Каждое изделие из сборного железобетона и бетона должно иметь видимую маркировку, выполненную несмываемой краской, в которой указываются марка предприятия-изготовителя, паспортный номер изделия, индекс, номер контролера ОТК предприятия. На изделиях, у которых верх трудно отличить от низа (плиты, балки), делается надпись «Верх» или в верхней части пишется буква В, а в нижней - Н. Штампы на таких изделиях располагают так, чтобы основание знака было обращено к нижней поверхности изделия, что позволяет судить о его рабочем положении. Если на элементах нет петель, места строповки отмечают в соответствии с проектом.
Приемка конструкций и изделий. При приемке конструкций, поступающих на монтаж, их качество проверяют внешним осмотром. Удостоверяются, что изделие не имеет деформаций или других повреждений (околов), его лицевая поверхность (фактурный слой) соответствует требованиям проекта. Выборочно контролируют соответствие геометрических размеров элементов проектным данным, правильность расположения закладных деталей, выпусков, борозд, ниш, отверстий, фиксирующих устройств, четвертей, сохранность вмонтированных деталей санитарно-технического, электротехнического и другого оборудования.
Элементы сборных конструкций, имеющие отклонения, превышающие допуск, или другие серьезные дефекты, бракуют, о чем составляют акт.
Складирование материалов. Правила складирования указывают в технологических картах и картах трудовых процессов.
Кирпич размещают по маркам, а лицевой кирпич - также по цвету лицевой поверхности. Если кирпич доставляют на стройплощадку без контейнеров или пакетов, то его разгружают ручным способом, укладывая в штабеля высотой до 1,6 м или на поддоны. При этом кирпич с несквозными пустотами укладывают пустотами вниз, с тем чтобы в них не проникала вода, которая при замерзании может разрушить кирпич. Лицевой кирпич располагают в штабеля правильными рядами. Высота штабеля не должна превышать 1,5 м. Пакеты с кирпичом устанавливают на приобъектном складе штабелями, в один или два яруса.
Керамические стеновые и облицовочные камни, а также камни из других материалов разгружают, складируют, так же как лицевой кирпич. Облицовочные изделия из керамических, бетонных и других плит хранят в контейнерах или штабелях на деревянных прокладках, уложенных в 2…3 ряда на ребро лицевой поверхностью друг к другу.
Сборные детали и конструкции устанавливают на деревянные инвентарные подкладки и прокладки, располагая их в местах, предусмотренных рабочими чертежами и обозначенных на элементах.
Площадки под штабеля на складах предварительно выравнивают, грунт уплотняют, чтобы не допустить проседания подкладок. В противном случае изделие станет опираться не на подкладки, а на грунт и сломается из-за неправильного распределения нагрузок.
Прокладки между изделиями, укладываемыми в штабель, располагают одну над другой, строго по вертикали. Толщину прокладок подбирают с таким расчетом, чтобы вышележащие элементы не опирались на петли или выступающие части нижележащих элементов. Подклад-ки под штабеля изделий обычно имеют сечение не менее 100 Х 100 мм.
Сборные бетонные и железобетонные элементы укладывают в штабеля по следующим схемам.
Блоки фундаментов (рис. 107, а) и стен подвалов располагают штабелями высотой не более 2,25 м на подкладках и прокладках, которые устанавливают на расстоянии 30…50 см от торцов блоков.
Рис. 107. Штабеля железобетонных конструкций: а - фундаментные балки, б - ригели, в - плиты перекрытий, г - лестничные марши
Прямоугольные ригели (прогоны) высотой до 600 мм (рис. 107, б) укладывают в штабель на ребро не более трех рядов по высоте, с подкладками и прокладками, расположенными на расстояний 0,5…1 м от торцов; ригели верхнего ряда в штабелях скрепляют между собой за монтажные петли.
Многопустотные плиты перекрытий (рис. 107, в) и плиты покрытий укладывают в штабеля высотой не более 2,5 м плашмя до 8…10 рядов в зависимости от прочности основания склада; прокладки и подкладки располагают перпендикулярно пустотам на расстоянии 25…40 см от краев плиты. При укладке изделий в штабеля необходимо следить за правильным размещением прокладок и самих изделий - неправильное складирование сборных железобетонных элементов (рис. 108, а, б) неизбежно приводит к их разрушению.
Рис. 108. Разрушение железобетонных плит при неправильном складировании: а - подкладки расположены не по одной вертикали, 6 - три прокладки вместо двух и не по одной вертикали
Лестничные марши (рис. 107, г) складируют ступенями вверх; высота штабелей 5… 6 рядов. Подкладки и прокладки располагают вдоль маршей на расстоянии 15…20 см от их краев. Лестничные площадки размещают в горизонтальном положении высотой не более четырех рядов, подкладки и прокладки устанавливают на расстоянии 15…20 см от торцов.
Рис. 109. Складирование стеновых панелей и блоков: а - панели, 6 - офактуренные наружные блоки, в - горизонтальные блоки; 1 - каркас пирамида, 2 - стремянка и ограждения, 3 - панели стен (перегородок), 4 - опорная часть
Крупнопанельные перегородки, стеновые панели (рис. 109, а) и сплошные плоские панели перекрытий размером на комнату рекомендуется хранить в вертикальном или слегка наклонном положении в кассетах или пирамидах. Опорные части 4 пирамид имеют небольшой наклон в сторону пирамиды 1, за счет чего образуется прямой угол между пирамидой и опорой. Благодаря этому устанавливаемые в пирамиду панели 3 опираются на настил опор пирамиды всей площадью грани, а не ребром, что исключает пов реждение граней панелей, Перемычки укладывают в штабель высотой до 1,5 м, располагая прокладки на рас- стоянии 20…40 см от концов,
Крупные бетонные блоки наружных (рис. 109, б) и внутренних стен высотой более 1 м размещают в один ряд вертикально в проектном положении на подкладках из досок монтажными петлями вверх; при установке рядом двух блоков наружных стен их располагают фактурным слоем наружу (показано пунктиром).
Горизонтальные стеновые блоки (рис. 109, в) высотой до 800 мм укладывают в несколько ярусов на подкладках с отступом от граней блока не менее чем на 50 мм (во избежание повреждения фактурного слоя и образования наледи) и не более 1/5 длины элемента. Общая высота штабеля не должна превышать 2,5 м.
Рис. 110. Складирование конструкций каркаса здания: а - колонны, б- ригели, в - железобетонные балки, г - стеновые панели
Колонны (рис 110, а) хранят на складе в штабелях в 3…4 ряда на прокладках, обычно на расстоянии 1/5 …1/6 длины колонны от торцов. Так же укладывают в штабеля железобетонные ригели (рис. 110, б).
Фермы и балки (рис. 110, в) высотой более 600 мм складируют в вертикальном или слегка наклонном положении с устройством вертикальных упоров, обеспечивающих устойчивость конструкций, и с установкой вертикальных прокладок между ними.
Стальные конструкции рекомендуется укладывать следующими способами: балки, прогоны, элементы фахверка (прокатные и составные) при вертикальном положении стенок - штабелями с перекрестным расположением рядов балок в штабеле на двух подкладках; фермы и балки высотой более 0,6 м - в вертикальном или слегка наклонном положении с устройством вертикальных упоров, обеспечивающих устойчивость конструкций и с установкой вертикальных прокладок между отдельными конструкциями. В таком же положении хранят фермы фонарей, оконные перекрытия, лестницы и другие конструкции.
Склады для хранения инертных материалов необходимо устраивать на предприятиях, обрабатывающих эти материалы, так как отпуск продукции с заводов редко вполне соответствует ее количеству, изготовляемому ежесуточно. Необходимость в больших складах возникает также в тех случаях, когда камнедробильные заводы работают круглогодично, а готовая продукция транспортируется только водой, т. е. иногда сезонно. Промывочно-сортировочные заводы работают обычно только в теплое время года, так как производить промывку на морозе нельзя, а устраивать отепление этих заводов экономически нецелесообразно. Размер заводских складов инертных устанавливается при проектировании завода в зависимости от необходимости накоплять временно избыток продукции по условиям транспорта, сезонности работ, завоза на строительство и пр.
Склады инертных материалов на заводах устраиваются преимущественно открытые; бункеры устраиваются только для более удобной погрузки материалов на транспортные средства.
1 - сортировочное отделение; 2 - бункеры; 3 - наклонный ленточный транспортер; 4 - распределительный ленточный транспортер; 5 - штабели материалов; 6 - собирательный ленточный транспортер; 7 - отпускное отделение; 8 - собирательный ленточный транспортер в сортировочном отделении; 9 - передаточный ленточный транспортер; 10 - реверсивный ленточный транспортер; И - консольный подвижной ленточный транспортер; 12 - погрузочный кран с грейфером; 13-подвижной состав; 14-разгрузочная тележка; 15 - расширение склада канатным скрепером; 16 - ковш канатного скрепера; 17- подвижная башня канатного скрепера
Открытые склады очень часто выполняются линейно-протяженными. Для образования таких линейных складов устраивается высокая эстакада на деревянных или железных опорах, поддерживающих фермы, по которым проходит ленточный транспортер или группа ленточных транспортеров, подающих материал из сортировочного отделения на склад готовой продукции.
Как опоры эстакады, так и фермы делаются очень легкой конструкции в соответствии с небольшой нагрузкой.
Для каждого сорта материала имеется свой штабель; штабели разделяются между собой стенками, либо располагаются на таком расстоянии друг от друга, на котором нижние части их не соприкасаются. Чаще встречается устройство с разделением штабелей вертикальными поперечными стенками, которые иногда используются как фундаменты опорных стоек эстакады. При деревянных опорах можно обшить нижние их части с двух сторон досками или пластинами. Обязательно следует проверить устойчивость и прочность стенок на одностороннее давление материала.
Одним ленточным транспортером, идущим по эстакаде, может передаваться в каждый данный момент лишь определенный сорт материалов (или определенная их смесь), а потому необходимо иметь в сортировочном отделении бункеры, в которые поступают из грохотов материалы и из которых попеременно выгружается на складской ленточный транспортер тот или иной сорт материала или определенная смесь материалов.
С ленточного транспортера материал сбрасывается в штабели подвижной разгрузочной тележкой 14 . Вместо разгрузки при помощи этой тележки применяют иногда подвижной реверсивный ленточный транспортер 10 (т. е. с движением ленты в ту или другую сторону-II ). Материал выгружается с одного или с другого конца этого транспортера; этот транспортер может также передвигаться по рельсам вдоль эстакады так, чтобы отгрузочный конец его располагался над соответствующим штабелем.
Для увеличения поперечных размеров штабелей можно, применять подвижные консольные ленточные транспортеры так называемого "аэропланного" типа (III ), на которые поступают материалы с главного ленточного транспортера через подвижную разгрузочную тележку. В некоторых случаях применяют канатные скреперы (IV ).
Под штабелями устраивается туннель (обычно железобетонный) для собирательного ленточного транспортера, на который поступает материал из штабелей через отверстия в потолке туннеля, снабженные затворами.
1 - цилиндрическая башня с секторными отделениями, примыкающими к ней; 2 - плоские вибрационные грохоты; 3 - ленточный транспортер, подающий материал на сортировку; 4 - канатный скрепер с подвижной башней; 5- собирательный ленточный транспортер, подающий материал со склада в отпускные бункеры; 6 - секторные склады материалов
Рационально устраивать склады для инертных материалов с секторным расположением штабелей с разными фракциями. Секторный склад позволяет разместить много материала на ограниченной площади. В этой системе сортировочное отделение завода может располагаться наверху цилиндрической башни. Нижняя часть башни заглублена в землю. К башне примыкают радиальные стенки, разделяющие склад на секторы и образующие у самой башни секторные карманы, которые засыпаются сортами материала, поступающего в них непосредственно с грохотов по желобам. Избыток материала, превышающий емкость карманов, растягивается по соответствующему сектору склада канатным скрепером, образуя запасный штабель. В стенке нижней части башни против каждого сектора имеется отверстие, снабженное затвором и лотком, по которому материал поступает на нижний конец собирательного ленточного транспортера, подающего материал на бетонный завод или на погрузочные бункеры. Затворы позволяют регулировать поступление материала на ленту из каждого кармана, а поэтому можно отправлять со склада не только какой-либо определенный сорт инертного материала, но и смесь разных сортов в любой пропорции.
Схема выгрузки материалов и подачи на бетонный завод при помощи канатного скрепера и ленточного транспортера. 1 - железная дорога; 2 - траншея для материала; 3 - ленточный транспортер на бетонный завод; 4 - ковш канатного скрепера; 5 - перегрузочная воронка; 6 - наклонная плоскость; 7- мачта и лебедка
По мере расходования материала из кармана последний пополняется из запасного штабеля канатным скрепером. Лебедка канатного скрепера вместе с башней для блоков монтируется на тележке, передвигающейся по круговому рельсовому пути. На малых установках лебедка монтируется на автогрузовике или прицепной к трактору тележке. Блоки для обратного каната передвигаются по круговому швеллеру, укрепленному у верхней части башни на уровне пола сортировочного отделения.
Отпуск материалов со складов на транспортные средства производится через отпускные бункеры. При погрузке на железнодорожный или автомобильный транспорт транспортные единицы подаются под бункер, содержащий ту или иную фракцию или готовую смесь продукции. Для погрузки же на водный транспорт устраиваются бункеры вдоль линии погрузки и содержимое бункеров вываливается сразу в баржу. Обычно в этом случае отдельно нагружается песок и отдельно гравий или щебень. Схема перемещения материала при помощи вантового деррика из разгрузочных прирельсовых траншей в штабели и на бетонный завод:
1 - склад цемента; 2 - бетонный завод; 3 - разгрузочные траншеи; 4 - лебедка; 6 - песок; 6 - гравий мелкий -гравий крупный; 8 - лебедка
Часто применяется такая схема. Материал выгружается из железнодорожных составов в траншею, расположенную вдоль пути. По траншее движется ковш канатного скрепера, который подтягивает материал и засыпает его через воронку на ленточный транспортер, передающий материал на бетонный завод. Иногда материал подается канатным скрепером непосредственно на бетонный завод. Из прирельсовых траншей материалы можно перегружать также при помощи вантового деррика в запасные штабели или непосредственно в бункеры бетонного завода. Иногда железнодорожные составы или грузовики, подвозящие материал на постройку, подаются на эстакаду и с них материал сбрасывается в высокие штабели, под которыми проходят ленточные транспортеры.
На рисунке показано устройство, применявшееся на одном из участков постройки канала Москва-Волга.
Если инертные материалы доставляются водой, то выгрузка их может быть выполнена подвижными кранами с грейферным ковшом или же стационарными дерриками. Материал загружается в промежуточный бункер, под которым проходит ленточный транспортер, перемещающий материал на склады при бетонном заводе, или прямо в бункер бетонного завода.
При доставке материалов к отдельно расположенным бетономешалкам штабели располагаются возможно ближе к ним.