Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.
Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).
Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.
Виды предлогов.
По морфологическим признакам предлоги
можно поделить на три вида:
- Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
- Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
- Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.
По происхождению предлоги бывают:
- Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
- Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.
Производные предлоги.
Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:
- Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
- Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
- Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.
Предлоги и согласование падежей.
Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:
Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.
Разряды предлогов по лексическому признаку.
Предлог может выражать:
- Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
- Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
- Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
- Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
- Отношение причины: зарыдать от горя ;
- Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
- Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;
И другие разряды.
Как делать морфологический разбор предлога?
План разбора предлога
:
1)Часть речи, назначение данной части речи;
2)Вид предлога: простой, составной или сложный;
3)Тип предлога: производный или непроизводный;
4)К какому слову относится;
5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);
6)Разряд предлога по лексическому признаку.
Пример морфологического разбора предлога.
На крыльце стояли двое: он и с ним.
На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.
С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.
Хрипунова Л.В. ,
учитель-логопед высшей кв. кат.
МДОУ № 85, г. Северодвинск
ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»
Путешествие в страну маленьких слов
ЦЕЛИ:
Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.
Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.
Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент .
Логопед обращается к детям:
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать .
Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» – предлогов: в, на, за, под.
Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.
2. Сообщение цели занятия . (Игровая мотивация)
: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).
Игра «Незнайкино письмо» . Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под ) нашем городе новые дома. (За ) улицах ходят нарядные жители. (Под ) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за ) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под ) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»
Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)
3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.
Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:
«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри ;
НА – когда предмет находится сверху ;
ПОД – когда предмет находится внизу ;
ЗА – когда предмет находится сзади.
Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».
4. «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка )
5. Составление предложений с предлогами (по картинке).
Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)
Дидактическое упражнение «Составь предложение» . Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)
Мяч лови, и мяч бросай,
предложение составляй!
На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом ), его анализ.
Какой полоской обозначаем предложение?
Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?
Что поставим в конце предложения?
Сколько слов в предложении?
Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).
Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?
(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)
Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.
6. Динамическая пауза.
«Незнайкина зарядка»
(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)
Вот Незнайкина зарядка –
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте
Вы, надеюсь, не устали?
7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.
Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)
Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:
Солнечный лучик упал на волну,
Солнечный лучик попал в глубину.
На горе, на горке,
на крутом пригорке
Стройная рябинка,
будто на картинке.
Стройная береза выросла в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.
На Незнайкиной подушке вышита кукушка..
Длинноухий заяц мчится,
за ним гонится лисица.
Если хочет Тюбик спать,
Он приляжет на кровать.
Знайка в комнату вошел
и поставил сок на стол.
Закатила барабан
Синеглазка под диван.
8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)
Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.
Примеры предложений:
Котенок закатил резиновый мячик под диван.
Незнайка увидел машинку под шкафом.
В комоде лежали платья Синеглазки.
Тема “prepositions of time” является одной из первых, которые вносят смуту в понимание инглиша, и поэтому в данной статье мы сделаем упор на предложения с предлогами в английском языке . Я бы разделила prepositions of time на две группы: 1) предлоги, значение и употребление которых полностью совпадает с русским языком и 2) те предлоги, которые совершенно не похожи на своих собратьев в нашем родном языке. К первой группе можем отнести такие предлоги, как after, before, between, since, in, while, during, from . Что касается второй категории, то здесь оказались at, for, by, till / until, on, in (в обозначении промежутков времени). не будут для вас проблемой, если вы поймете значение каждого предлога времени и его употребление.
Скайп занятия по английскому языку и предлоги времени
Как учат предлогам времени скайп занятия по английскому языку ? Конечно же, здесь никак не обойтись без таблиц, презентаций и предложений с предлогами в английском языке.
(1-я группа)
предлог |
значение |
пример |
перевод |
after |
Через, после |
What are you going to do after this class? |
Что ты собираешься делать после этого урока? |
before |
Перед; до того, как; Прежде |
I knew her before I saw her. |
Я знал ее перед тем, как увидел. |
between |
Между |
They always argue between 6 and 8. |
Они всегда ссорятся между 6 и 8 часами. |
in |
В (месяц, год, Сезон) |
Anna met Jim in 1999. |
Анна встретила Джима в 1999. |
from |
С, от |
She studied English from 9 till 11. |
Она учила английский с 9 до 11. |
since |
С; с тех пор, как |
I haven’t seen him since Monday. |
Я не видела его с Понедельника. |
during |
Во время, в течение |
I never rested during my Summer holidays. |
Я никогда не отдыхала во время своих летних Каникул. |
while |
Пока; в то время, Как |
The children are playing while Their mother is cooking. |
Дети играют, пока их мать Готовит. |
(2-я группа)
предлог |
значение |
пример |
перевод |
at |
В (точное время) |
I’m seeing Jim at 5 tonight. |
Я встречаюсь с Джимом Сегодня в пять. |
by |
К, до; не позднее, Чем |
I’ll have done it by next Monday. |
Я сделаю это к следующему Понедельнику. |
in |
Через |
I have to leave in 20 minutes. |
Мне нужно уйти через 20 Минут. |
for |
В течение |
They have been talking for three hours! |
Примеры предложений с предлогами: в течение, в продолжение, вследствие?
- В течение дня она обещала приехать ко мне.
- Мы должны посетить это чудесное заведение в течение недели.
- В продолжение нескольких часов мы только танцевали.
- Он вел себя таким образом в продолжение всего дня.
- Вследствие того, что он весь урок разговаривал, его выгнали из класса.
- Вследствие удара по ногам он получил травму и выбыл на долгий срок.
В течение долгого времени от не не было никаких известий.
В продолжение нашего телефонного разговора сообщаю Вам следующее.
Вследствие этих действий произошел конфликт между представителями разных религий.
Предлоги в течение, в продолжение и вследствие являются производными от имени существительного. Первые два предлога являются временными по значению, а третий имеет причинное значение. Примеры предложений:
В течение полувека произошли значительные изменения в развитии средств связи.
Мы шли по лесной дороге в течение часа, пока не наткнулись на полянку, усыпанную земляникой.
В продолжение года, пока я не был в селе, построили новую школу.
Дождь лил как из ведра в продолжение часа.
Объявлен карантин вследствие эпидемии гриппа.
Вследствие снежных заносов движение транспорта по улицам затруднено.
Предлог это служебнаая часть речи которая нужна для осуществления связь с существительным,числительным и местоимением.Означает отноошения между действием и обьектом. Примеры:в течения дня произошло множество событий связанных с женитьбой.В продолжение часа я видел как она, красиво поет.
В течение длительного времени я не мог выбраться из леса.
В течение последнего часа е состояние ухудшилось.
В течение периода нашего сотрудничества мы добились полного взаимопонимания.
Я отправлю тебе письмо на почту в продолжение дня.
Вследствие обильных снегопадов на дорогах образовались огромные пробки.
Вследствие длительного нахождения на солнце у него произошл тепловой удар.
В течение последних дней погода только ухудшалась.
В продолжение нескольких часов пришлось идти пешком.
Вследствие ошибки в диктанте я получил низкую оценку.
Примеры предложений:
с предлогом В ТЕЧЕНИЕ
1). В течение суток от него не было никаких известий.
2). Дождь лил как из ведра в течение двух часов.
3). Он так и не смог ее найти, хотя искал в течение часа.
с предлогом В ПРОДОЛЖЕНИЕ
1). В продолжение часа я слушал ее доклад не перебивая.
2). Катя читала книгу в продолжение получаса, пока я не заснул.
3). В продолжение многих месяцев она мечтала вернуть его.
с предлогом ВСЛЕДСТВИЕ
1). Вследствие большого количества осадков за последние два дня размыло главную дорогу.
2). Это произошло вследствие длительного пребывания на холоде.
3). Вследствие развития болезни у ребенка начались проблемы в успеваемости в школе.
Напишем по три примера употребления указанных предлогов в предложении.
Солдат многому научился в течение своей службы.
Я постараюсь выполнить это задание в течение дня.
В течение всей беременности она чувствовала себя хорошо.
В продолжение этого разговора мне хотелось бы кое-что добавить.
В продолжение месяца я ощущала скуку.
Он сказал еще кое-что в продолжение своей речи.
Вследствие удара в лоб, пациент испытывал головокружение.
Дому был причинен ущерб вследствие халатности обслуживающего персонала.
Вследствие того, что мальчик пропустил урок, он не смог уяснить обсуждаемую тему на следующем уроке.
Примеры предложений очень легко составить, например.
В течении суток дул сильный ветер, ночью в продолжении нескольких часов шл сильный ливень, вследствие этого были повреждены линии электропередач и получилось затопление некоторых районов города.
Таких предложений с временем, действием и последствиями этого можно придумать массу.
1). Предлог в течение:
2). Предлог в продолжение:
3). Предлог вследствие:
Нужно придумать предложения с предлогами: вследствие, насчёт, наподобие, вроде, ввиду, вместо, несмотря, в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны, так чтобы в одном предложении слово являлось предлогом, а в другом частью речи от которой образован этот предлог. Например: 1. Хорошо видно вокруг. Вокруг-это наречие 2. Обошёл вокруг дома. Вокруг-это предлог
1.вследствие= из-за. Отсутствовать вследствие болезни.
Ошибка в следствии по делу о краже. (Сущ. в предложном падеже.)
2.насчёт= о. Договориться насчет поездки. Деньги переведены на счет (сущ.) школы
3.наподобие-вроде. Укрытие наподобие шалаша. Указал на подобие явлений.
4.вроде-наподобие. Укрытие вроде шалаша. В роде этом были и знаменитости.
5.ввиду=из-за-Авария ввиду гололеда. Иметь в виду (устойчив. словосочетание) ;
показались в виду (сущ.) города
6.вместо- вместо предисловия, прибыл в место назначения;
7.несмотря= хотя, вопреки. Работали, несмотря на дождь. Шел, не смотря под ноги. (деепричастие.)
8.в течение-Учить в течение месяца. В течении реки повороты. (Сущ. в предложном падеже.)
9.в продолжение-Отдыхали в течение месяца. Ввести новых героев в продолжение романа.
10.по причине-по причине неурожая;
11.в целях-в целях ликвидации задолженности, в целях никто не сомневался;
Другие вопросы из категории «Образование»
- Учёные эволюционисты (Ламарк, Дарвин) называли разные причины и факторы эволюции. Чьеё точки зрения придерживаетесь вы?