Орнамент в интерьере — разновидности, сочетания, история возникновения. Что означают оконные наличники русских домов

В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. Представляю вам интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.

Такими были оконные наличники до 17-го века.

Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил - «тверди небесных», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.




Сложная резьба на оконных наличниках.

Оформление окна дома - своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги - изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.



Особый стиль.

Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».


Солнышко садится и снова восходит.



Наличник как оберег.

Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов.



Современный стиль.

Так, самым. Пожалуй, частым, является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.




Белое и бардо.



Почти хохлома.

Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славят Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве – в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.




… и птицы внизу.

Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие Солнце. Выглядит громовой знак как 6-уголная или 8-уголная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак – символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.



«Утончённая»



Современные мотивы.

Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате – в нижней части.


Почти сказочное окошко.

Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными, что связано с историей, последующим перениманием и адаптацией к собственной культуре разными народами.



Такие разные русские наличники.

Наверно все когда-то обращали внимание на красивый фасад дома, украшенный орнаментом. И я говорю не о музеях, театрах или других исторических сооружениях, а о домах, в которых живем мы с вами. Насколько интересно и индивидуально смотрятся постройки, на фасадах которых красуются красивые орнаменты и другие прелести декора. Иногда, даже трудно отвести взгляд пока не рассмотришь каждую деталь оформления. Декоративные изделия всегда помогали созданию неповторимого и уникального дизайна дома. Когда пришло время и мне заняться отделкой своего фасада – я знал точно, что и на моем доме будет красоваться орнамент.

Орнамент - древнейший вид художественной деятельности человека

Выбор декора

Конечно, времена когда декорирование фасада было трудным занятием, уже прошли. Сейчас уже не требуется помощь штукатура и резчика по камню для того, чтоб украсить свой дом орнаментом. Если раньше только дворянский род мог позволить себе такое украшение фасадов, то сейчас благодаря уже готовым элементам декора, любой может придать фасаду дома роскошный вид.
Помимо орнаментного декора, существует огромное количество и других архитектурных элементов, которые вместе с ним могут отлично вписаться в дизайн дома.


Помимо орнаментного декора, существует огромное количество и других архитектурных элементов

И некоторые из них это:

  1. Русты – накладки прямоугольных форм, которые можно увидеть на углах здания
  2. Колонны
  3. Балястины – элементы лестничного ограждения
  4. Пилястры – выступ стены, имеющий прямоугольную форму, повторяет пропорции колонны
  5. Филенки – узкие элементы обрамления линейного характера
  6. Сандрики – карнизы, находящиеся над оконными проемами
  7. Фризы – полосы, которые обрамляют разные элементы на фасадах домов
  8. Розетки – круглые накладки на стенах


Сейчас любой может придать фасаду дома роскошный вид.

Важно! Возможно, многие из этих терминов вам и не понадобятся. Однако лучше знать хотя-бы некоторые из них. Если вам придется общаться с проектировщиком или дизайнером – вы не ударите лицом в грязь.

Уж очень мне нравится стиль классицизм. Именно из этого стиля я решил выбирать орнаменты, ведь классика всегда останется в моде. А для фасадов, выполненных в этом стиле, уместно применение огромного количества таких архитектурных деталей, как орнамент. Симметрическое выполнение многих элементов вместе со строгостью стиля, говорит об архитектурной гармонии.

Орнаменты классики

Статичность классического стиля говорит о присутствии в рисунках прямых линий и простых геометрически фигур.

Орнамент бывает:

  • Плоский
  • Объемный


Главное, используя орнаменты для декора не переборщить

Для домов можно использовать розетки, цветочные и животные мотивы. Главное, используя орнаменты для декора не переборщить, чтоб потом на него не пришлось смотреть как на излишество. Мне всегда нравились звериные нотки на фасаде. А как красиво смотрятся львы, сидящие перед входом в дом? Но уже конечно уже слишком, поэтому я решил, что головы льва на барельефе будет достаточно. Очень красиво смотрятся плетенки и жгуты, когда они выложены мозаичным стилем. Кстати очень красиво смотрится использование цветочных барельефов. Вариантов декорирования настолько много, что перед тем, как приобретать понравившиеся изделия лучше сделать наброски или воспользоваться помощью специалиста, который поможет правильно расставить все элементы на фасаде дома.


Отделка фасада в классическом стиле

Материал

Раньше для изготовления лепнины и различных элементов орнамента пользовались гипсом. Однако он тяжел и несет нагрузку на строение, к тому же не устойчив к атмосферному воздействию. Поэтому технологии не стоят на месте и в последнее время большим спросом пользуются изделия из пенопласта. Но все-таки самым лучшим по качествам и характеристикам остается пенополиуретан. Орнаментные изделия, которые выполняются из этого материала плотные и не боятся внешних воздействий. К тому же его долговечность говорит о том, что орнамент на фасаде домов продержится достаточное количество времени.


Барельефы из пенопласта

Важно! Если элементы из пенопласта служат приблизительно 6-8 лет, то орнамент из пенополиуретана продержится до 30 лет, а подкрашивать его нужно будет не чаще одного раза в 10 лет.

Если вы решили использовать объемные элементы для дома, а не выкладывать, например мозаику, или рисовать орнамент с помощью трафарета, то готовые изделия из пенополиуретана будут лучшим вариантом. Иногда можно выполнить даже индивидуальный орнамент. Представьте, как красиво будут выглядеть головы целующихся голубей в розетке над входной дверью.


Колонны из пенопласта

Для меня, как и для многих владельцев домов играет большую роль, как будет выглядеть фасад жилья. Поэтому во время его облицовки хочется использовать те варианты декора, которые однозначно сделают внешний вид здания успешным и заметным. Идея с использованием орнамента может показаться кому-то глупой, однако после просмотра различных фотографий домов, это мнение кардинально изменится.

Человек начиная с древних времен, активно использовал орнамент для обозначения важных жизненных моментов, в качестве письменности для изображения событий, происшествий и памятных дат. Определенные орнаменты обладали различными магическими и символическими значениями. Отдельные элементы могли не нести никакой роли в общем изображении, но в совокупности они составляли и образовывали ритм, форму, порядок и симметрию.

Существует научное мнение о происхождении данного типа изображения. Орнамент возник приблизительно 15 тис. лет до нашей эры в эпоху верхнего палеолита. Основой орнамента стали различные геометрические формы, линии и фигуры: круг, овал, спираль, квадрат, ромб, треугольник, крест и их всевозможные вариации. В качестве декора применялись такие геометрические формы, как: зигзаг, штрих, полоса, плетеный узор и узор «елочка».


При помощи таких символов и знаков древние люди пытались обозначить природные явления, времена года и окружающий мир. Так, солнце обозначали при помощи круга, землю сравнивали с квадратом, а горы с треугольником. Кроме того, развитие и продвижение вперед обозначалось спиралью. Такие элементы не использовались для украшения видимых частей предметов, жилья, одежды. Со временем орнамент утратил свою символичность и стал использоваться исключительно в качестве узора для украшения различных предметов, мебели, стен в жилом помещении.


В основе любого орнамента лежит закономерное повторение, чередование элементов рисунка, задающее определенный ритм. Орнамент в интерьере можно сравнить со стилем стиха, где каждая строка ритмично сложена, упорядочена и прекрасна. Противоположностью орнамента являются однотонность и гладкость, что уподобляются тишине и умиротворению. Безмолвие тоже по-своему прекрасно – оно заключает в себе покой и безмятежность. Но ритм жизни не совместим с безмолвной тишиной. Достичь жизненной гармонии можно, лишь чередуя покой и движение. Эти правила нужно соблюдать, специально вводя в интерьер всевозможные фактуры, текстуры, рисунки и орнаменты, которые призваны оживить безмолвную атмосферу и нарушить безжизненную тишину.

Поэзия, по словам Кафки, способна изменять жизнь. Орнаменты можно назвать поэзией интерьера, которые оживляют и меняют его. Еще их можно сравнить с музыкой, ведь они создают настроение и нарушают тишину.

В руках профессионального дизайнера орнаменты могут стать инструментом, способным создать великолепный интерьер, оживить его детали, выделить, сделать акценты, разбавить и перемешать расцветку.


Несмотря на огромное количество всевозможных орнаментов, широкой популярностью пользуются лишь некоторые из них. Это обусловлено их универсальностью и распространенностью в мире.

Также, большое значение имеет выбор модных дизайнеров, которые склоняются к тому или иному орнаменту в своих проектах.

В этой статье мы рассмотрим, какие орнаменты являются самыми популярными, а также, их применение в интерьере и преимущество того или иного орнамента в декоре.

Разновидности популярных орнаментов в интерьере

Прежде, чем применить орнамент в интерьере, нужно иметь представление о видах орнаментов, о чем мы далее и поговорим.

Дамаск


Дамаск – самый известный растительный орнамент, состоящий из симметричных вертикальных рядов цветочного рисунка, сложенного в плавные витые линии. Каждый цветок в рисунке тоже красиво обрамлен сплетенными замысловатыми линиями.

Происхождение этого стиля уходит в далекое Средневековье. Изначально это был узор по ткани, стиль и техника которого возникли в сирийском городе Дамаске, откуда и пошло его название. До сих пор этот стиль очень популярен, и украшает не только ткани, но и другие поверхности. Чаще всего дамасским орнаментом украшают стены. Огромным успехом пользуются обои с узором «дамаск». Этому универсальному узору находится применение в самых разнообразных стилях интерьера.


Например, в классическом интерьере в дамасском стиле могут быть оформлены все стены, а в современном дизайне его можно использовать для акцентирования отдельных стен или выделения определенных фрагментов интерьера.

С помощью дамасского узора можно придать помещению старинный вид, а в сдержанный современный интерьер привнести частичку декоративности, которая его смягчит и приукрасит.


Ткани с дамасским узором используют для обивки мебели, а также для создания текстильного декора – покрывал, декоративных подушек и т.д.

Напрашивается закономерный вопрос: за что люди так любят дамасский орнамент? Скорее всего, за его сдержанность и элегантность. Этот узор не имеет ярких цветовых сочетаний. На тканях и обоях обычно присутствуют только сдержанные цвета, где один из них нейтральный, или же это могут быть разные оттенки одного тона. Этот стиль спокоен и ненавязчив, приятен глазу. В недавнее время в моду вошел контрастный черно-белый «дамаск», но его, как правило, используют только для создания акцентных зон в интерьере.

Некоторые орнаменты в интерьере очень похожи на стиль «дамаск», но таковыми не являются. Широкое распространение получили обои немецкого дизайнера Уильфа Морица, которые изысканным флористическим узором подчеркивают изысканность и гламурность интерьера. Обоями с таким орнаментом оклеивают комнаты в стиле барокко, необарокко, гламур.

Пейсли


«Пейсли» – узор, состоящий из повторяющихся элементов, похожих на каплю. Другое название: турецкие или индийские огурцы, турецкий боб. Этот стиль орнамента возник где-то в Индии или Персии, и является традиционным восточным орнаментом, с помощью которого создают интерьеры в восточном или колониальном стиле.

Чаще всего этот орнамент задействован в текстиле. Обои с орнаментом «пейсли» тоже существуют, но их выбор очень невелик.


Самое маленькое вкрапления орнамента «пейсли» способно привнести некое очарование и дух востока в . Ткани и обои в этом стиле могут иметь как яркие, так и сдержанные, нейтральные расцветки. Последние обычно используют в качестве акцентных, если стиль интерьера не имеет ярко выраженной стилистики.

Решетка


«Решетка» — геометрический орнамент, использующийся в отделке тканей, мебели и декора. На английском он звучит как «Imperial trellis». У нас он не очень известен, но на Западе имеет огромную популярность.

Этот узор является образцом упорядоченности и гармонии форм. Сложные элементы, гармонично переплетенные в решетчатый узор, акцентируют на себе внимание, будь то беседка, забор, наличники или ставни. Узор доставляет эстетическое удовольствие, делает интерьер уютнее.


Узор «решетка» используется как в современных, так и в классических интерьерах. Прекрасно он выглядит на фоне монохромного дизайна. Обычно, если в интерьере преобладает один цвет, она выглядит уныло и скучно. Спасти положение может монохромный орнамент «решетка», который разнообразит стиль, создаст иллюзию объема, оживит атмосферу.

Орнамент «решетка» популярен благодаря своей универсальности: он одинаково прекрасно сочетается и с тяжелой грубой мебелью и с легкой современной.

Этот орнамент был разработан современным дизайнером Келли Уистлер, которая получила известность, благодаря созданию современных гламурных интерьеров. Однако, орнамент «решетка» вышел не гламурным, а универсальным. В нем просматриваются и греческие нотки, и пасторальная простота, и марокканская декоративность, и классический стиль, благодаря чему, его можно использовать во многих интерьерах.

Гусиная лапка


«Гусиная лапка» — это классический текстильный орнамент, получивший широкую популярность в прошлом веке, благодаря модельеру Коко Шанель, которая создала женские костюмы из ткани с таким рисунком. По-другому этот орнамент еще называют ломаной клеткой. На английском он звучит как Houndstooth, его родиной является Шотландия.

Узор «гусиная лапка» состоит из двухцветных элементов, чаще всего черно-белых, и напоминает ломаную клетку или четырехугольную абстракцию.


Этот орнамент является символом элегантности. Он способен придать любому интерьеру серьезности и лаконичности. Идеально подходит для оформления кабинетов, для строгого классического, английского и шотландского стиля. В черно-белом интерьере использование в декоре «гусиной лапки» усилит эффект контрастности. В других интерьерах можно использовать иные цветовые решения узора.

Выбрать обои с орнаментом «гусиная лапка» очень непросто, так как далеко не все производители используют этот орнамент для бумаги, ведь он является текстильным. Решить эту проблему можно альтернативным путем – использовать специальный трафарет для нанесения крупного рисунка на стену краской.


Мелкая и средняя «гусиная лапка» используется в интерьере в небольших количествах, так как от нее рябит в глазах. Перебор такого орнамента в интерьере может сделать его перенасыщенным и неприятным для восприятия.

Оптимальным решением использования «гусиной лапки» является, например, создание одной акцентной стены с этим орнаментом, и использование этого же рисунка в обивке кресла, которое будет стоять у противоположной стены.

Также, красиво будет выглядеть ковер в спальне на полу, а на кровати пара декоративных подушек с таким же рисунком.


Орнамент «гусиная лапка» прекрасно гармонирует в одном интерьере с другими орнаментами и рисунками. Особенно красиво смотрится «гусиная лапка» в сочетании с полоской и флористическими узорами, включая дамасский орнамент.


Сочетание орнаментов в интерьере очень частое явление в современном дизайне различных помещений, но его применение требует обладание определенными знаниями их правильного сочетания. Ведь не так просто соединить в одной комнате несколько узоров и цветов. В этом случаи зачастую руководствуются фундаментальными законами цветового сочетания, а соединение разнообразных узоров порой может привести к неожиданному результату.

Но итоговый вариант не всегда совпадает с ожиданиями, ведь в дизайне важно учитывать не только цветовое сочетание и узор, но также необходимо брать во внимание площадь комнаты, ее расположение, наличие окон и дверей, предназначение.


Для того чтобы использование орнамента выглядело уместно и стильно следует придерживаться некоторых законов:

  1. В дизайне помещения должен быть элемент, который способен объединить все составляющие интерьера. Это может быть определенный цветовой оттенок, который просматривается во всем интерьере.
  2. Орнамент должен стать акцентом в комнате, не нужно его дополнять другими рисунками или узорами, которые могут затмить главный рисунок или же сочетание различных узоров может выглядеть нелепо и наляписто.
  3. Применение орнамента в интерьере требует наличие порядка. То есть исключается применение различных декоративных элементов и предметов так, как крупный узор орнамента сам по себе является украшением, которое не нужно дополнительно украшать.

На первый взгляд, подобное оформление помещение может вызвать много сложностей и вопросов. Но в итоге полученный результат сможет придать комнате уюта, оригинальности, неповторимости и новизны.


Оформление интерьера жилой комнаты при помощи орнамента может стать изюминкой в любом жилом помещении. Ведь крупный и оригинальный узор может стать главным украшением в интерьере, соединить все составляющие элементы комнаты, создать неповторимую атмосферу и уют. В процессе работы с таким отделочным материалом необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы готовый результат выглядел стильно и гармонично.

В случаи соединения нескольких вариантов орнамента их должен объединять один цвет. То есть цветовое основание должно находиться в одной цветовой гамме, а элементы узора могут быть разными. В этом случаи данный прием исключит наличие возможного контраста между узорами, которые используются для оформления.

Отлично дополняют друг друга крупный цветочный орнамент и тонкая полоска, геометрический рисунок и мелкая клетка. Также допускается сочетание двух цветочных рисунков, но при этом они должны быть разными по габаритах, но в одном цветовом исполнении.


Универсальностью отличается полоса, которая отлично сочетается с цветочным рисунком, геометрическими фигурами, клеткой, горохом. Единственным условием, о котором не стоит забывать – это наличие одной цветовой гаммы, которая должна просматривается во всем интерьере, предметах и декоративных элементах.

Очень важно акцент сделать на одном крупном узоре, остальные должны быть меньшего размера и не такими активными по сравнению с главным. Они являются некоторым дополнением основного орнамента.

В случаи наличие коврового покрытия на полу или на стенах не допускается использования активного узора на стенах. Они должны быть нейтральными и однотонными. Отлично смотреться орнамент в комнатах небольшого размера в сочетании с пастельными стенами, полом и .

Применение таких правил в процессе оформления интерьера поможет придать помещению неповторимости, оригинальности, простоты и изысканности. Как мы видим, четких правил о том, сколько орнаментов можно сочетать в интерьере нет.

Чем славится традиционная русская изба? Что притягивает взгляд в ней в первую очередь? Правильно, окно с резбленной вязью великолепных наличников ! Думаете, это всего лишь элемент декора? Так, да не так.

Чтобы понять, для чего древние мастера-резчики передавали из поколения в поколение элементы узоров и технику исполнения резьбы в традиционном русском деревянном зодчестве , давайте разберемся, что представляло собой окно для наших предков.

Окно в русской избе

Чем бы не занимались наши пращуры, они всегда вкладывали в это не только практический, но и, прежде всего, духовный смысл. Окна в том виде, в котором мы их привыкли видеть, в русской избе появились не так уж и давно, в XVIII-XIX веках. В это время стало доступным остекление оконных проемов.

А до этого периода наши предки обустраивали свои жилища так называемыми небольшими по размеру волоковыми оконцами . Прорубали небольшое отверстие в двух смежных бревнах и запирали его изнутри деревянной задвижкой – дощечкой.

Окружающий мир, солнце, деревья, небо, луну и звезды они, так же как и мы, сегодняшние, видели через окно. Но, в отличие от нас, этот атрибут жилища для наших предков был рубежом, одновременно связывающим и разделяющим семью с внешним реальным, потусторонним миром и Богом.

  • Через окно люди получали самые важные известия, ведь вестник не имел времени на то, чтобы пройти в дом.
  • Через окно подавалась снедь колядникам, приносящим благую весть о том, что наступило рождество.
  • Через окно подавали милостыню.
  • Через него выносили мертвых детей, которых не успели покрестить.

Таких рубежей, отделявших внутренний мир от внешнего, в традиционной славянской избе было несколько:

  • ворота,
  • дымоход,
  • порог,
  • матица.

Все важные элементы дома подробно описаны в нашей . А здесь мы хотим разобраться, о чем же хотели нам поведать наши предки, создавая наличники , какой смысл они вкладывали в резные фигурки на них.


Резьба наличников

Первые наличники появились задолго до появления стеклянных окон. И носили они поначалу защитную, обережную функцию. Орнамент древних наличников совпадает с орнаментом досок по краям избы (причелин) и подзоров крыш. Поэтому до сей поры в этнографических музеях можно увидеть фрагменты старинных узоров, содержащие архаичные символы, направленные на то, чтобы уберечь семью, проживающую в этом доме и привлечь в него благосостояние.

Со временем деревянная орнаменталистика стала приобретать свойства декора, обрастая новыми замысловатыми элементами. Но, следует учесть, что при этом древние, обережные символы не были утеряны и в обязательном порядке присутствуют в филигранных резных узорах. Зачастую, мастера передавали своим ученикам традиции орнаментальной резьбы по дереву, даже не догадываясь о том глубоком смысле, который заложен в них.

Для того чтобы понять символику резьбы наличников , давайте разберемся, из каких элементов состоят наличники . Оказывается, они отображают картину мира в представлении наших предков-славян.

Верхняя часть наличников являет собой небо, состоящее их двух уровней. Верхний уровень называли «небесной твердью », а нижний – «хлябями небесными ». Твердь чаще всего изображали в образе двускатной крыши, а вот под хлябью понимали живительную, плодородную влагу, принимающую вид волнистой линии или полукружий. Последние символизировали грудь питающей землю богини плодородия.

Большая советская энциклопедия трактует хлябь как «бездну, водные глубины, глубь». В конечном итоге небеса для древних славян являлись источником света и влаги. Стекающие вниз капли и точки также являются символами хлябей, их можно встретить в орнаментах боковых наличников.

Символом тверди земной была, соответственно, нижняя часть наличников . Вспаханное поле на них изображалось в виде ромбов с точками внутри, а засеянное – в виде пересекающихся двойных полос. Боковые части наличников мастера резьбы по дереву называли «полотенцами».

Четыре компонента наличника – боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Поэтому, каждый узор, вплетаемый в орнамент наличника, имел строго определенное место.

Солярные символы в наличниках

Все четыре компонента в обязательном порядке содержали в себе изображение солнца . Самым частым солярным символом является ромб , размещенный чаще всего сверху, слева и справа от окна. Встречаются наличники, содержащие этот символ и в нижнем компоненте. Это говорит о том, что наши предки считали, что солнце огибает землю каждые сутки в течение года.

Однако, удлиненный ромб, расположенный внизу наличника, символизировал поле. Существуют композиции, составленные из нескольких солярных ромбов в верхнем компоненте наличника. Пятикратное изображение светила в виде ромба, окруженного четырьмя окружностями, означает солнце и его перемещение относительно небосклона на протяжении года. Иногда центральное изображение солнца может отсутствовать.

Часто в верхней части наличника образ солнца представлен в виде круга с равносторонним крестом или точкой, «небесным глазом», в центре либо в виде солярной розетки.

В центре навершия можно встретить еще один солярный символ – небольших размеров полудиск с расходящимися в разные стороны лучами.

Эти символы для древних славянских народностей были самыми надежными, мощными, дающими жизнь, свет, тепло и урожай оберегами, защищающими от всяческих бед и нечистого. Эти образы остались с языческих времен, когда славянские народности считали Солнце (Дажьбога) высшим центральным божеством.

Как видим, солярные символы не только оберегали жилища наших предков от негативной энергетики, но и отображали модель мироздания в древнеславянских представлениях. Центром этой модели всегда было солнце как наивысшая сила, позволяющая роду человеческому продолжаться в новых и новых поколениях.

Однако, в ХХ веке с приходом советской власти древнюю славянскую символику пытались всячески искоренить, трактуя солярные изображения как «цветочек», или вовсе, заменяя их пятиконечной звездой.

Громовые знаки в деревянной резьбе

Неизменным атрибутом Даждьбога в славянской мифологии всегда был знак грома — Перуна . Как правило, он представлял собой шестиугольную звезду, вписанную в круг. Существует разновидность этого знака в виде восьмиугольной звезды. Перунов знак именовали еще громовым колесом, коловратом или перуновым колесом.

Громовые символы в наличниках служили оберегом от гнева Перуна – попадания молнии во время грозы в избу. Кроме этого, Перун-Громовержец олицетворял собой воинскую доблесть и мужество, поэтому часто служил оберегом для русских воинов в виде изображений на шлемах и нагрудных доспехах. В картинах мироздания, рисуемых на наличниках, громовой знак говорил о смене дня и ночи.

Кони и птицы на наличниках

Старинные наличники несут в себе изображения не только высших сил, но и мифологических животных, сопровождавших эти самые высшие божества. Древние люди полагали, что Даждьбог по небосклону несется на колеснице, в которую впряжены либо великолепные кони , либо гуси-лебеди . Солнце поднимали на небосклон волшебные кони, а в ночь уносили их антиподы – птицы. Поэтому часто верхний компонент наличника может содержать весьма реалистичное изображение коня, а вот изображения лебедя фигурирует в нижней части наличника.

Некоторые источники утверждают, что изображение коня объединяет в себе образ Даждьбога и Перуна. Ведь это животное для наших предков являлось синонимом ветра, воды, молнии и света. Парное изображение лошадей говорило о преемственности, цикличности событий в природе, замене старого новым, наступлении возрождения после смерти.

Наиболее распространенным является расположения пары коней по обе стороны от солярного символа. Причем, изображения животных всегда «смотрят» в разные стороны, говоря о неразрывности прошлого и будущего.

Ящер в узорах наличников

Ящер – это божественный представитель либо подводного, либо подземного мира. Наиболее часто в деревянной резьбе наличников он фигурирует в виде ящерицы или дракона, схожего на крокодила - морда у него вытянута, глаза щелочки, лапки короткие, хвостик длинный, по бокам крылышки.

Дракон-ящер – это герой новгородской мифологии. Именно ему поклонялись вольные новгородцы, пока не пришла «мода» на Перуна. К Ящеру, владыке царства подводного, попал в гости знаменитый купец, великолепно владевший гуслями, Садко.

Культ Ящера, ответственного за урожайность и плодородие, был наиболее распространенным среди древних народностей, населявших северо-западные земли России, богатые водными водоемами и путями. Именно поэтому Ящера чтили рыболовы и купцы, использующие водные тракты для транспортировки продукции на «выторг». Ящер мог накормить местные племена рыбой, или оставить их без улова, мог пропустить по водной глади ладью торговую, а мог и разгневаться, шторм поднять и к себе забрать вместе с путниками.

В росписи наличников обычно фигурирует двойное изображение этого божества. Двойственность объясняется тем, что на западе Ящер забирает в свое царство Солнце на ночь, а к утру возвращает его людям, но уже на востоке. Однако, в мифологических представлениях наших предков «бог-коркодел» един и ему не свойственно двоение. По этой же причине встречаются изображения божества с раздвоенной мордой в противоположных частях двустороннего тела.

В некоторых поселениях Ящер заведовал не только подземными водами, но и хлябями небесными. Поэтому там образ этого божества можно встретить в верхней части наличника над солярным знаком. Считается, что Ящер таким образом охраняет Солнце в наиболее опасное ночное время.

Узор змеи на наличниках

Есть еще одно животное, которое включалось в обережную символику резных наличников. Речь идет об ужах-господариках , помогавших нашим предкам оберегать урожай от нашествия грызунов. Кроме того, змеи для праславян были тесно связаны с дождевой водой и, соответственно, с плодородием.

Чаще всего в деревянной резьбе встречаются господарики в виде сплетенных в спираль двух змеек с головами, смотрящими в разные стороны возле изображений женских грудей. Это свидетельствует о неразрывной связи земного плодородия с небесной влагой.

Волшебный бык на наличниках

В узорах наличников можно встретить букву V, являющуюся схематичным изображением бычьей головы. Бык для наших предков являлся священным, связанным с огнем и солнцем, животным. Этот древнейший символ был заимствован ими в индоарийских верованиях, в которых диск солнца является глазом огненного небесного быка.

Существуют заметки секретаря византийского полководца Велизария (490-507 гг.н.э.) Прокопия Кесарийского, повествующие нам о том, что древние славяне приносили на заклание священного быка богу огня Перуну.

Интересно знать
Праздник жертвоприношения богу Громовержцу у восточных славян совпадал по времени с . Именно этот святой стал для наших предков преемником Перуна. Южные же славяне считали могучего быка, вола или буйвола опорой тверди земной.

Но традиция жертвоприношения священного быка Перуну существовала среди всех славянских народностей. Жертвенного быка откармливали всей общиной, затем мужская часть населения собиралась на пир, братчину, на котором быка закалывали, мясо съедали, а кости, приносящие удачу, сберегали.

Например, олонецкие охотники полагали, что кости «ильинского» быка способны утроить добычу, поэтому во время братины старались обязательно взять кусок мяса с костью. На орловщине кости жертвенного быка было приято закапывать в хлеву, чтобы сохранить домашний скот в целости и сохранности.

В наличниках символ быка присутствует заключенным в солярном знаке, и символизирует силу исходящих от солнца лучей.

Лебеди в деревянной резьбе

Следует отметить, что схематизированные, подобные быку, символы трудно поддаются трактовке, поскольку имеют самые древние корни и зачастую за многие века адаптированы под конкретные народности, их использовавшие. К таким узорам культурологи относят изображения, сходные с литерой «S ».

В скифо-сарматский мифологии это символ солнца и огня, выступающий в роли солнечного луча. Эта буква в деревянном зодчестве встречается либо самостоятельно, либо в паре с солярными символами. Как правило, в древнеславянской традиции его ассоциировали с лебединой шеей.

Некоторые источники утверждают, что V-образные узоры означают понятие плодородия, «росток-клин». В древней символике встречается также такое понятие как «крин» (лилия), т.е. цветок, состоящий из трех лепестков, направленных вниз и вверх. Существуют изображения ростков в виде трилистника или пятилистника, напоминающие папоротник. Подросший цветок отсылает нас к мифологическому Древу Жизни. Этот символ, свойственный почти всем народам, говорит о единстве трех царств – небесного, земного и потустороннего.