Бунин серое небо надо мной. Анализ стихотворения И.А.Бунина «Седое небо надо мной. «Седое небо надо мной…» Иван Бунин

«Седое небо надо мной…» Иван Бунин

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья…
Вся молодость моя - скитанья
Да радость одиноких дум!

Анализ стихотворения Бунина «Седое небо надо мной…»

«Седое небо…» отличается четким композиционным делением: первая часть произведения посвящена пейзажной зарисовке, вторая - размышлениям героя, в которых дается оценка очередному жизненному этапу.

Поздняя осень, предстающая перед лирическим субъектом, безрадостна, темна и молчалива. На небе, плотно затянутом серыми тучами, нет просветов. Эта картина разительно отличается от нарядной гармоничной осени, изображенной поэтом в «Листопаде», где присутствуют яркие краски, свет и блеск, а небо подобно «лазури голубой». Здесь же монохромному небу соответствует черная штриховка пустого леса. В пейзаже есть только одно цветовое пятно - «лимонная листва», но она не трепещет на ветру, как живая, а лежит на земле, смешавшись с грязью. Реалистичная и выразительная зарисовка говорит о застывшей, мертвой природе.

Вторая строфа начинается с антитезы «вверху - внизу»: абсолютному молчанию противопоставляется невнятный шум холодного ветра, вероятно, качающего верхушки деревьев. «Природная» часть стихотворения заканчивается задумчивой паузой, синтаксически обозначенной многоточием.

Две финальные строчки, резко сменяющие тему лирического повествования, содержат афористичный вывод, который подытоживает прожитое. Оценка неутешительна: молодые годы не дали юному герою надежного жилища, не обогатили дружескими связями.

Темы бесприютности и одиночества, возникающие в раннем произведении Бунина, имеют автобиографические истоки. Поступив в Елецкую гимназию, будущий поэт покинул родную усадьбу в 11-летнем возрасте и провел вдали от дома долгие пять лет.

Несмотря на грустный итог, у лирического героя есть источник радости - «одинокие думы». Подобный мотив характерен для романтической лермонтовской лирики, к которой не раз обращался юный Бунин. Однако в этом случае произведение звучит самостоятельно, и лермонтовское начало присутствует в тексте в качестве реминисценции, а не подражания. Если у Лермонтова герой, сторонник активного действия, побеждает одиночество, сливаясь с природой, то у Бунина ощущается созерцательная позиция лирического «я», наблюдающего за статичным пейзажем. Безрадостная картина находит отклик в душе, но тема замирает, не получая дальнейшего развития.

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья...
Вся молодость моя - скитанья
Да радость одиноких дум!

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Седое небо надо мной»

Когда у человека впереди еще много лет жизни, он не ставит ее для себя как наивысшую ценность. Будучи молодым, он, конечно, задумывается о старости, о закате своих дней, но пока все кажется таким неприкасаемым и посторонним, хотя и неизбежным.Так в стихотворении И.А. Бунина «Седое небо надо мной… » лирический герой растрачивает свою молодость на скитания и радость одиноких дум, тем не менее осознавая неизбежность старости на своем пути, куда бы он не пошел. Лирическое произведение было написано в 1889 году, когда поэту было 19 лет. Казалось бы, возраст для любви и вкушения удовольствий и прелестей этой жизни в полной мере, но лирического героя, как и поэта на тот момент, волнует то, что рано или поздно жизнь начнет подводить свои итоги, а иная молодость, наполненная скитаниями и думами его вполне удовлетворяет.: «Да радость одиноких дум!» .Чуть позднее, в 1891 году выйдет первая книга Бунина со стихотворениями, поэтому мотив осознанного одиночества души поэта проскальзывает в этом лирическом произведении, в его последних строках. Такая « сладость одиночества» в молодости перекликается с обречением на это существование до конца жизни. Тема одиночества роднит Бунина с М.Ю. Лермонтовым, который был одним из его ориентиров в поэзии. Очевидна в этом стихотворении и философичность лирики Бунина, которая также свойственна и Ф.И. Тютчеву.

Описания природы параллельны чувствам, ощущениям, обстоятельствам лир. героя и играют важную роль в хронотопе: «седое небо и лес раскрытый, обнаженный»- над лирическим субъектом явно элементы картины поздней осени, которая символизирует осмысленный завершающий период в жизни человека, который неизбежен, несмотря на то, что лирический герой еще молод. «Внизу, просеки лесной чернеет грязь в листве лимонной» - цветопись, свежая ассоциативность, свойственная поэтике Бунина: эпитет «листве лимонной», сочетается с чернотой грязи. Словно в светлой и свежей жизни медленно стираются годы, приближая к концу, так же как чернеет в листве свежего лимонного цвета грязь. Там же, внизу,- «молчанье увяданья» противопоставлено предыдущей строке: « Вверху идет холодный шум»-в седом небе.(антитеза) Лирический герой оказывается посредине двух сторон, пока что не испытывая на себе их столкновение., но наблюдая за ними. Ожидаемое одиночество не пугает его, потому что сейчас он также одинок. Психологизм пейзажа, свойственный лирике Бунина заключается в гармонии этого самого одиночества и холодности и в душе лирического героя, и в природе, которая является для поэта источником мудрости, истинного познания мира.

Использование высокой, традиционно-поэтической лексики: «увяданья», «дум», «скитанья» также характерно для творчества Бунина, но в этом стихотворении она возвышает ужасный пейзаж, мрачные чувства. Стихотворение написано традиционной силлабо-тонической системой версификации, четырехстопным ямбом, который задает спокойный темп и при этом четкий ритм, однако пиррихий при помощи пунктуации создает некоторые паузы, обозначая акцент на нужных словах.. Использование перекрестной рифмовки чередование мужской и женской рифмы, начиная именно с мужской придает лаконизма, законченности, завершенности каждому катрену. Аллитерация звука «с» на протяжении всего стихотворения как прием звукописи придает тихое плавное звучание, словно вытекающее. Ассонанс звуков «е», «и» в первой строфе придает мрачную, печальную эмоциональную окраску, а ассонанс звуков «о», «у» во второй строфе возвышает эту печаль одиночества, придает открытость, своеобразную напевность стихотворению.

Мотивы поэтического одиночества выделяются также с помощью иронического модуса художественности, указывающего на непричастность лирического «я» к внешнему миру, к миру людей с иными ценностями. Стихотворение сочетает в себе жанры элегии и думы, поскольку природа неразрывно связана с переживанием лирического субъекта, и философичность также в лирическом произведении присутствует. Медитативность лирики, несмотря на небольшой объем стихотворения, прослеживается исходя из особенностей сочетаемых друг с другом жанров.

Своеобразие поэтики Бунина связано с тем, что эпоха его творчества пришлась на рубеж веков, и поэтому в его произведениях можно найти черты романтизма, реализма, символизма. В данном лирическом произведении мы наблюдаем особенности символизма: метафизичность лирики,отсутствие у лирического героя стремления быть общепонятым, символику как основной прием восприятия (поздняя осень- символ одиночества, грусти, осмысленности) . Импрессионистические мотивы, свойственные Бунину, также нашла свое отражение в стихотворении – лирический герой молод, но его молодость пусть и особая, наполненная одиночеством, также быстротечна, как миг, и лирическом произведении поэту удается запечатлеть это мгновение.

Постижение мира с помощью красок и звуков поэту удалось отобразить и в этом стихотворении. Изобразительность, точность, живописность его поэзии(эти черты отличают и прозу Бунина) не остались не замеченными в русской литературе.

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья…
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум!

Еще стихотворения:

  1. Я ясно сознаю, что часто надо мной — Над помышленьями, никак не над душой,- Проходит облако; вдруг думы оттенит И придает всему нежданно новый вид! Сквозь что-то будто бы идет...
  2. Надо мной светит солнце горящее, Светит солнце, горящее мне, В бесконечную даль уходящее Поле в жарком и ярком огне. А вдали, где волнистые линии, Уплывая, впились в небосклон, Расцветают кровавые...
  3. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи,...
  4. О, сжалься надо мной!.. Значенья слов моих В речах отрывочных, безумных и печальных Проникнуть не ищи… Воспоминаний дальных Не думай подстеречь в таинственности их. Но если на устах моих разгадки...
  5. Небо Италии, небо Торквата, Прах поэтический древнего Рима, Родина неги, славой богата, Будешь ли некогда мною ты зрима? Рвется душа, нетерпеньем объята, К гордым остаткам падшего Рима! Снятся мне долы,...
  6. Ракета салютов. Чем небо черней, Тем больше в них страсти растерзанных дней. Летят и сгорают. А небо черно. И если себя пережить не дано, То ты на минуту чужие пути,...
  7. Что это значит — «седьмое небо»? Ярус, идущий в глубь высоты? Что-то вроде райка в театре, Энтузиастов тесный предел? Есть свое небо и у амебы, С сонмом своих амебных святых,...
  8. «Небо — труп»!! не больше! Звезды — черви — пьяные туманом Усмиряю больше — лестом обманом. Небо — смрадный труп! Для (внимательных) миопов, Лижущих отвратный круп Жадною (ухваткой) эфиопов. Звезды...
  9. Какое небо над Москвой! Не вознамерился ль Создатель К какой-нибудь особой дате Потешить душу синевой? И небо наделить тотчас Незамедлительным движеньем, Пиры как будто и сраженья Продемонстрировав для нас? А...
  10. Пока есть небо, будь доволен! Пока есть море, счастлив будь! Пока простор полей раздолен, Мир славить песней не забудь! Пока есть горы, те, что к небу Возносят пик над пеньем...